10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения

На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Детские капризы и истерики – в чём разница

Когда ребёнок плачет, кричит и ведёт себя «неподобающе» дома либо в общественных местах, родители говорят об истерике. «Катя у меня чуть что – сразу истерить начинает», «Мишенька мой любой свой шаг сопровождает истерикой!» – именно такими подробностями делятся друг с другом уставшие мамы. Но насколько они правы?

В подавляющем большинстве случае речь идёт о детских капризах. Казалось бы, разница незаметна и несущественна. На самом же деле от того, капризничает или истерит ребёнок, будет зависеть и то, как нужно будет его успокаивать. Ведь подход мамы и папы к малышу в случае истерического приступа и каприза нужен разный.

Капризы ребенка

Это слово к нам пришло из французского языка и означает причуду или прихоть. И действительно, малыш под влиянием сиюминутных желаний и эмоций пытается чего-то добиться от родителей. Иногда запретного или даже невозможного. Пример: ребёнок хочет шоколадку, но знает, что сейчас дома её нет. Но всё равно пытается добиться желаемого всеми способами.

А способов тут несколько: плач, громкий рёв, крики, топанье ногами, бросание игрушками, молчание, игнорирование родителей и пр. При этом малыш целиком и полностью осознаёт собственные действия, контролирует «накал эмоций». Он слышит родителей и других взрослых, реагирует на их слова и поступки.

Детские капризы и истерики – в чём разница

Часто подобное причудливое поведение, особенно у маленьких детей, возникают без причины. Пример тому – капризы ребенка в 2 года. В таком возрасте малыши ещё сами не понимают, что именно они хотят получить. Они не в силах осознать и обобщить собственные переживания, желания, но охотно делятся ими со взрослыми.

Истерики

Истеричный приступ, в отличие от капризов, возникает по причине накопленных отрицательных эмоций и переживаний. Из-за этого истерика проявляется намного ярче: громкий рёв, дикий ор, катание по полу, битьё головой об стену, махание руками и ногами, судорожное выгибание дугой. Лицо у малыша краснеет, заметны капли пота, можно заметить и другие вегетативные реакции организма.

Часто истерический приступ сопровождается игрой на публику, особенно если начинается в общественном месте. При этом ребёнок входит в раж, своеобразное состояние аффекта, когда он не слышит родителей, а его мыслительный процесс целиком блокируется. То есть взрослый не может «достучаться» до малыша, объяснить неправильность и опасность подобного поведения.

Нытье как проявление усталости

Продолжительная ходьба по магазинам, или нахождение малыша на работе вместе с мамой на протяжении целого рабочего дня – очень сложное испытание для ребенка любого возраста. Он начинает капризничать, выявляя желание пить, есть, сходить в туалет, он может одновременно изнывать от жары или мерзнуть, постепенно превращаясь в маленького монстра. Не нужно злиться на малыша – ведь он просто переутомился, и в данном случае большая часть вины лежит именно на родителях. Ведь это очень вредно для детской нервной системы, и поэтому крайне нежелательно со стороны взрослых допускать для него насыщенности дня.

Обязательно нужно делать перерывы и смену обстановки, — например, сходить в кафе, погулять в парке, прочее. И самое главное при этом – нужно постоянно интересоваться самочувствием ребенка, спрашивая о ее ощущениях и настроении.

Читайте также:  Грудное вскармливание новорожденных: советы и рекомендации \ Что нужно знать родителям?

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей. Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.

Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Влияние запретов на детские капризы

Каждый ребенок, в силу особенностей развития психики, имеет четкие сильные желания и слабую волю. Он оказывается между своими желаниями, которые чувствует очень остро, и запретами, которые выдвигают родители. Если запретов слишком много, если родители недостаточно много и ясно объясняют причины этих «нельзя», если в целом мало уделяют внимания ребенку – капризы неизбежны, они непременно появятся! Давайте разберем эти случаи более подробно:

Когда запретов слишком много, капризный ребенок начинает просто игнорировать их, ведь перестает верить в подлинность запретов. Их должно быть немного, действительно важных, связанных, например, с безопасностью жизни (нельзя лезть к розеткам, плите, играть на лестнице и т. п.), нормами поведения (нельзя ноги класть на стол, бросать камни в людей и т.п.) прочее, но, к сожалению, мамы часто дергают ребенка на каждом шаге – «туда не лезь, это не делай, не крутись под ногами, посиди спокойно, не трогай вещи/траву/землю т.п.».

[note]Помните, что ребенок стремится познавать окружающий мир, и задача родителей – создать все условия для этого. Поэтому, и думать надо в направлении «Как разрешить? Как дать возможность ребенку прочувствовать это?», а не «Опять туда лезет! НЕЛЬЗЯ!!!».[/note]

Приведу несколько примеров: лезет к розеткам – можно оттаскивать и ругать 100 раз на день, а можно поставить заглушки; лезет в лужи – можно запрещать, кричать, сидеть дома, а можно одеть ребенку цельный дождевик-комбинезон, резиновые сапоги и сказать, что все лужи для него; ребенок открывает все ящики и выкидывает оттуда вещи – можно ругать, все ящики закрыть, а можно оставить некоторые, положив внутрь только такие вещи взрослых, которые можно взять ребенку и т.п.

Читайте также:  Как правильно завершить грудное вскармливание?

Если родители мало объясняют причины запретов, ведь гораздо легче отвлечь, переключить внимание ребенка на что-то другое, придумать какое-то сказочное объяснение, что на самом деле является обманом по отношению к ребенку, или просто «авторитетно» заявить «потому что я так сказал!», — после таких действий родителей ребенок перестает им верить и доверять.

Такие вещи приводят к очень негативным последствиям в будущем: капризный ребенок начинает истерить чаще, не обращает внимания на объяснения, не верит обещаниям и тому подобное.

Для того, чтобы ваши отношения с ребенком были действительно близкими и доверительными, чтобы ребенок не капризничал, объясняйте и еще раз объясняйте ему все, что делаете не так, как ему хочется, все, что «не можно»! И делать это необходимо с самого детства! Прижмите свою кроху, покажите, что вам не безразличны его чувства, но отменить запрет невозможно.

Когда родители в целом мало уделяют внимания ребенку, он начинает чаще капризничать, намеренно делать вред – таким образом ребенок бессознательно пробует привлечь к себе внимание взрослых. В такой ситуации ребенок абсолютно невиновен, ведь потребность в общении и взаимодействии с взрослыми, потребность в любви, нежности – являются крайне необходимыми для нормального развития человека.

Что делать, если это уже случилось

Не поддаваться панике! Главное взять себя в руки и обратиться в наркоклинику немедленно. После нескольких приёмов психостимуляторов ещё ничего не потеряно. Ребёнок уже знает, что такое эйфория, он хочет её повторять, боится, что без очередной дозы будет плохо. Объясните, что пристрастие можно остановить, врачи помогут, мучительной ломки не будет, страхи пройдут.

Многие дети, видя, что родители с пониманием отнеслись к ошибке и готовы помочь избавиться от пристрастия, соглашаются принять помощь наркологов. Главное, чтобы наркозависимый прошёл полный курс лечения от очистки организма до реабилитации. Если вы остановитесь на выводе из ломки, то ребёнок снова начнёт употреблять наркотики.

Если вы проследили, не обнаружили пристрастия на начальной стадии, то положение уже серьёзное. Подросток отказывается лечиться, потому что у него организм стал требовать наркотическое вещество, как компонент обмена. То есть у него двойная зависимость психологическая и физическая. Значит абстинентный синдром более тяжкий, страхи и изменение психики существенные. В этом случае вам нужно настроиться на длительную работу и долгое лечение от зависимости.

  • Пригласите психолога-мотиватора с целью получения согласия на лечение в клинике.
  • Дайте понять ребёнку, что поддерживаете его и поможете преодолеть тяжёлые времена, но не потерпите продолжения наркотического кошмара в семье.
  • Поместите зависимого в наркологический центр и не оставляйте его без вашего участия и внимания.
  • Проследите, чтобы он прошёл все этапы лечения.

Кроме того, вам самим нужна консультация психологов о том как себя вести с ребёнком наркоманом. Пройдите курсы для родителей, организованные при наркоклинике, это поможет предотвратить срывы в будущем.

Наказания: а как можно? «легальных» способов наказания

1. Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

Читайте также:  Коридоры развития детей таблица. Коридоры развития ребенка

2. Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка — это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

4. Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении — обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

5. Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети ведут себя нехорошо не потому, что злодеи, а потому, что забыли.

Второй важный момент — соразмерность наказания. Маленький проступок — маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

6. Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно — и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.