10 вещей, за которые нельзя наказывать ребенка

Детские психологи, психиатры и педагоги рассказывают о множестве вещей, которых родителям следует избегать, чтобы помочь своему ребенку развиваться уверенной, гармоничной и счастливой личностью. Главное понимать, что вы можете легко допустить ошибки и сами испортить ребенка, сделать его капризным, непослушным и с искаженным мировосприятием.

За плохие оценки

Пока родители мечтают видеть в дневниках своих чад только «отлично» и «хорошо», в реальности успеваемость школьника может и хромать. Причин для этого множество: лень, невнимательность, отсутствие способностей к определенному предмету и т.д.

Страшно, когда малыш начинает связывать любовь родителей с успеваемостью в школе. Принес двойку — неуч, бездарь, «в кого ты такой родился», позор семьи. Напротив, получил пятерку — все гладят по головке. И тогда ученик попадает в зависимость от оценки.

Но ведь нереально быть первым во всем. Например, у Альберта Эйнштейна была двойка по французскому языку (будущий ученый не переживал по этому поводу), Льва Толстого не перевели на второй курс из-за плохих отметок по истории и немецкому языку, был второгодником и Антон Чехов.

Мнение эксперта

«Задача родителей — не вырастить золотого медалиста, а раскрыть истинные таланты вашего ребенка. Не знаю по поводу успешности, но счастливыми точно становятся те, кто с детства привык заниматься тем, что нравится, те, кто не боится совершить ошибку, потому что знает, что ее всегда можно исправить».

История: как наказывали детей на Руси и в России

Для начала попробуем рассмотреть то, какую точку зрения имели наши предки насчет наказаний своих детей. До 21 века, людей мало заботила гуманность, когда дело касалось воспитания детей. Раньше у людей не было проблем с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый, даже, казалось бы, невинный проступок полагалось то или иное наказание. То, что сегодня многие родители считают дозволенным поведением – плач в общественных местах, нежелание есть ту или иную пищу, для наших предков было подходящим поводом, чтобы лишний раз указать ребенку его место.

Избиение розгами. На Руси считалось, что наказание розгами «вострит ум», что только идет на пользу ребенку. С момента принятия «Домостроя» – уникального сборника советов для бытовой жизни русского человека, принятого в качестве основного закона, и до начала XIX века было принято, что каждую субботу взрослые должны «бить детей нещадно» – для профилактики. Даже, когда дети вели себя образцово, им все равно полагалась еженедельная порка.

Моральное унижение. Как бы это странно не звучало, но многие дети в то время предпочитали розги или удары ложкой по лбу, чем словесные унижения. Наши предки были специалистами в плане того, как унизить ребенка морально. К примеру, маленького проказника или лентяя могли нарядить в отличавшийся от общей формы костюм или повесить на грудь специальную табличку, на которой были написаны не самые приятные выражения. Естественно, что подобные счастливчики терпели оскорбления не столько от взрослых, сколько от своих же ровесников.

История: как наказывали детей на Руси и в России

Лишение ребенка еды. Довольно жестокое наказание для нашего времени, однако, во времена Царя, и вплоть до середины XIX века это считалось действенным методом воспитания слишком дерзких детей. Когда ребенок переходил грань дозволенного, то родители гарантировали ему «персональные обеды» на следующие три дня. «Обеды» состояли исключительно из пары кусков хлеба и воды. Причем если ребенок не искупил свою вину за прошедшие три дня «диеты», то родители могли продлить сроки наказания.

Что касается времени наших бабушек и дедушек, то наверняка многие читающие эту статью родители застали такие наказания как: стояние коленами на гречке или горохе, воспитание отцовским ремнем со стальной бляхой, запреты на гуляния с дворовой ребятней и так далее.

Как наказывать ребенка

В педагогической практике выработаны правила, с которыми я предлагаю вам познакомиться и постараться придерживаться им.

Правила наказания.

  •   Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  •    Если есть сомнения наказывать или не наказывать, — НЕ НА—КА—ЗЫ-ВАЙ—ТЕ,  никаких  наказаний « на всякий случай»!
  •    За всё — одно. Даже если проступков сразу множество, наказание можем быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному за каждое.
  •   Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Через, чур, последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  •    Наказан – прощен. Инцендент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем  не бывало, о старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь с начала.
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком, как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Читайте также:  Как отучить ребёнка от пустышки в 1, 2, 3 года?

Еще хочу обратить ваше внимание, что даже если малыш провинился, существуют моменты, когда ни в коем случае нельзя наказывать ребенка.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей.

  • Когда ребенок болен, плохо себя чувствует или ещё не набрался сил после перенесённой болезни. В этот период психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы.
  •  Когда ребенок ест, перед сном и после сна, во время игры или работы.
  •  Сразу после того, как ребенок получил физическую или душевную травму. Например: упал, подрался, получил плохую оценку, любое невезение, даже если сам виновен.
  •  Если ребенок старается, но не может победить страх, невнимательность, какие-то свои недостатки.
  • Если малыш очень неподвижен, чем утомляет и нервирует вас.
  • Если ребенок кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым.
  • Если вы в плохом настроении или вне себя от злости. Если вы устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем зло на детях.

Ну, а в заключении  хотелось бы познакомить вас с памяткой для строгих родителей. Дать некоторые советы, как же все же можно обойтись без нотаций и ремня.

  Памятка строгим родителям.

Как  обойтись без ремня и нотаций?

  • Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как  и он сам. Прекрасно, если получится рассказать это малышу в виде сказки. Ведь сказка известный психотерапевтический прием. А можно так же рассказать о каком-то своем былом поступке, о котором вы теперь сожалеете.
  • Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку! Так гораздно лучше! Смотрите, какой праздничной стала комната! Разбейте еще и банку. Тогда будем ставить букеты прямо в ведро. Комната еще наряднее станет. Гости придут, увидят всю эту красоту, вот славно будет!
  •  Ироническая похвала как стрела всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны, с насмешками   НЕ  ПЕРЕБОРЩИТЕ.
  •  Таких волшебных способов наказания можно придумать множество. И лучше чем вы сами, этого не сделает никто. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас.

Рекомендую прочитать статью Как правильно наказывать ребенка, так же посетите форум для продвинутых мам и пап.

Хотелось бы узнать ваше мнение, оставьте пожалуйста свои комментарии. Используете ли вы наказание в воспитании своих детей и какие?

А я желаю вам послушных деток!

Похожие записи

  • Учим буквы. Буква «Й»
  • Кормушки для птиц
  • Двухкомнатная квартира на ул. Антона Петрова
  • Как выбрать складной нож в подарок
  • Стихи о животных для детей.
  • Аксессуары для ванной комнаты: ароматические свечи и их применение в ванной

Преемственность?

Как показало исследование, среди учащихся 5-7-х классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11-х классов — разным формам физического насилия. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие. Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям — так называемую эстафету насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний… «Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей» — отметил Александр Каранкевич. Но пока единого мнения в вопросе наказания детей нет даже у психологов…

Преемственность?

Ругать запрещено. Психолог — как бороться с вредными привычками детей Подробнее

Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.

Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно-следственную связь между своим проступком и результатом. Ребенок должен знать за что его наказывают. Наказание должно стать последствием нарушения правил, которые ребенок знал заранее, а иначе за что наказывать.

Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них.

При наказании, критикуйте сам поступок, а не личность самого ребенка, избегайте личностные характеристики малыша (плохой, неряха, дурак).

Озвучивая наказание, старайтесь оговорить и временные мерки, иначе формулировка » Не получишь больше сладкого» воспринимается ребенком, как запрет на всю жизнь. А вы забыв об этом, сами предлагаете сладости через какое то время, в этом случае ваш авторитет может пошатнуться.

Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького.

Читайте также:  Что нужно ребенку в детский сад (список)

За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Этот способ наказания детей должен быть пропорционален возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.

Любое наказание заканчивается и у вас должна быть процедура примирения, чтобы малыш знал, что вы его любите и больше не обижаетесь, например «обнимашки».

Как наказывать ребенка в 2-года

Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго скажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когда ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоится.

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.

Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.

Как воспитывать и наказывать детей: градация по возрасту?

Как бы ни хотелось, но не всегда душевные беседы с малышом помогают избавиться от его плохого поведения. Иногда нужно наказать ребенка, чтобы он усвоил то, как себя нужно вести в обществе, выучил правила и нормы поведения.

Очень важный аспект: наказание, должно быть, применено только за те действия ребенка, о последствиях которых он знал и знал, что его поступок неправильный. Другими словами, сначала нужно было ему объяснить, что так делать нельзя, если это не было сделано, то проведите воспитательную беседу. За повторный случай уже можно наказывать.

Поэтому и наказывать их нужно согласно их возрасту и действию. Так, за отобранную у друга машинку, малыша нельзя наказывать с применением физической силы, но можно его в чем-то серьезно граничить, например, в тех же мультиках. Особенно это касается малышей, которые еще не осознают себя как личность и не применяют к себе четкое я. Это свойственно детям до 3 лет. Именно после этого возраста он начинается усваивать за что можно получить наказание, а за что нет.

Важно! Наказывать ребенка до достижения им трехлетнего возраста бессмысленно. Лучшим решением будет переключить его внимание на что-то другое и свести негативную ситуацию на нет.

А вот в пятилетнем возрасте ребенок занимается активным подражанием. Так, если ваш сын такого возраста взял немного денег из вашего кармана, то не нужно делать скоропалительных выводов, о том, что это кража. Зачем ему деньги, если он еще не в состоянии понять их ценности? Чаще всего малыш перенял это от взрослых и самое время понять, кто оказал на него такое влияние. Но если такая ситуация приключилась со школьником средних классов или старше, то, как ни крути, это воровство, и ему нужно адекватно наказать.

Школьники также неоднозначное понятие, ведь в школах учатся дети разных возрастов. Поэтому их проступки должны быть наказаны обязательно в соответствии с их возрастом. Например, курение или воровство, вранье должны быть наказаны строго, но не сурового. Согласитесь, есть разница поймать за курением второклассника или уже сформировавшегося как личность выпускника.

Такие проступки не должны пускаться на самотек, но и решать их нужно правильно. Тут не будет лишним помощь не только классного руководителя, но и штатного психолога, желательно, привлечь к решению проблемы. Именно их советы и рекомендации помогут сделать все правильно и выбрать адекватное наказание провинившемуся.

Как правильно наказывать ребенка

Как тогда быть? Вообще не реагировать? Это было бы то же самое, что и наказание стульчиком. Ребенка нельзя оставлять один на один со своими проблемами! Как говорилось выше, любому поступку есть объяснение. Нужно понять причину «неправильного» поведения и…

  1. Поддержать ребенка.
  2. Пожалеть малыша.
  3. Посочувствовать.

Тогда чем мы заменяем наказание?

Взаимопонимания вам и вашим детям. Избегайте наказаний!

Смотрите обсуждение методов наказания с точки зрения медицины:

С точки зрения психологии:

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

Читайте также:  Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после  — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Как избежать применения физического наказания

Хитрость создания условий, в которых малыш будет прибегать к нарушению установленных правил редко, в стремлении придерживаться простых правил:

  • Мера в запретах. Малыш не должен чувствовать, что ему все запрещено. Такова природа человека, он нуждается в свободе выбора. Уже младенцу нужно создавать условия, в которых он сможет делать все, что ему захочется и не слышать постоянное «нет» и «нельзя». До 3-х лет это достигается простым изъятием предметов, не подходящих для игр, отвлечением от нежелательного поступка, разнообразием интересных занятий. С детьми постарше необходимо оговаривать нормы и правила, не выставляя их в виде запрета, а рассказывая, почему не стоит совершать тот или иной поступок. Когда малыш четко понимает, что определенное действие или поступок не просто запрещены, а могут стать причиной сложных последствий, ему легче регулировать свое поведение. Стоит помнить, что ребенок старше 3-х лет реагирует только на 3 первых «нельзя» в день, после этого его мозг просто игнорирует это слово;
  • Единство всех членов семьи. Перед тем, как обозначить запрет ребенку, стоит обсудить его со всеми членами семьи и прийти к единому мнению. Запрет будет действовать на ребенка правильно только в случае, если все взрослые поддерживают его. Бабушки и дедушки должны понимать важность поддержания законов, установленных родителями и не давать поблажек, ни при каких условиях;
  • Единые стандарты. Идеально, если введенный запрет будет касаться всех членов семьи. Если вы что-то запрещаете ребенку, а при этом сами постоянно делаете запрещенное, то у малыша не формируется четкое понимание правильной линии поведения. Если не выполнять запрещенное действие не получается, то ребенок должен четко усвоить, почему так происходит. Можно сказать, что такое действие очень опасно и его могут выполнять только взрослые, которые прошли специальную подготовку и когда малышу будет определенное количество лет, его научат правильно выполнять это действие. Понимание со стороны ребенка причины запрета, шаг к соблюдению.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете снизить количество негативных проявлений со стороны ребенка. Конечно, полностью избежать наказаний вряд ли удастся, но стремиться к этому нужно.