10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Через хорошие книги дети знакомятся с нравственными нормами: они начинают видеть добро, замечают красоту, чувствуют гармонию. Все это позволяет формироваться гармонично развитой личности.

С малых лет…

Английский язык в школе в настоящее время начинают преподавать со 2-го класса, но многие родители отдают деток на курсы с 4-х лет. Конечно, в четыре года начинать учить чтению рано, но путешествие к развитому навыку начинается с самого первого занятия. На ранних этапах учитель вводит лексику с помощью карточек с картинками и словами, так дети учатся читать не по слогам (как в русском языке), а считывать всю форму слова целиком.

Когда у детей уже есть небольшой словарный запас, и они готовы начинать читать, необходимо воспитать в них любовь к чтению и заинтересовать их темами, которые придутся им по душе. В таких текстах практически все слова должны быть знакомыми, чтобы не вызывать у детей трудностей в понимании. Такой текст должен сопровождаться посильными и доступными заданиями.

С каждым этапом взросления растет и уровень сложности текста для работы. Так мы знакомим учащихся с разными жанрами текстов. Мы учим их анализу через использование картинок, попытки предугадать, о чем будет история, какие слова могут встретиться. Так мы поможем детям развить навыки, необходимые для понимания общей идеи и деталей. Мы можем спрашивать, кто сказал определенную фразу из текста и где именно в истории это находится.

Дальше мы научим различать факты и мнения. Это важно, чтобы понимать то, что не сказано прямо, что подразумевается между строк. Но к этому этапу дети должны быть ментально подготовленными – мы не можем ждать такого анализа от детей 5-6 лет, это приходит позже.

Когда любовь к чтению привита, можно давать задания на дополнительное чтение. Здесь можно предлагать детям адаптированные книги по интересам, дополнять их несложными заданиями, просить подготовить проект по книге или рассказать о ней своим одноклассникам.

При работе в классе не спешите включать аудио, которое обычно сопровождает каждый текст. Это мешает студентам концентрироваться на чтении, они расслабляются и слушают, не глядя в текст в принципе. Это значит, что работа над чтением не происходит – она превращается в развитие навыка аудирования. Еще один совет при работе в классе – не бойтесь устанавливать лимит времени для заданий на чтение, особенно чтение для общего понимания. Это тренирует дисциплину, учащиеся привыкают бегло прочитывать текст при выполнении любого задания, связанного с текстом.

Этот путь к успешной подготовке долог и трудоемок, но он с лихвой окупает все потраченное время.

Понимание прочитанного

Многие люди по всему миру, живущие в нищете, не умеют читать. Они просто не понимают знаков, из которых состоят слова и предложения. А это значит, что им не удастся прочесть важную медицинскую информацию, рецепт или применить свои навыки чтения для изучения базовых предметов. Уровень владения читательскими навыками в третьем классе является показателем будущих достижений ребенка. Если в этом возрасте он с трудом читает и пишет, то с большой вероятностью столкнется с академическими трудностями в школе и не получит должного развития, чтобы добиться успехов во взрослой жизни.

От букв к книгам

Далее перейдем к рассмотрению еще одной интереснейшей статьи, посвященной обучению чтению маленьких детей. Это статья Л.С. Сильченковой «Русская графика и формирование первоначального навыка чтения» (№ 1 за 1001 год). Это статья специалиста в области русского языка, поэтому в ней присутствует много специальной лексики. Попытаемся понять сущность предлагаемых методов овладения первоначальным навыком чтения. В целом, данная статья не ставит перед собой задачу указать временные рамки начала обучения чтению. Хотя здесь указывается возраст четырех – пяти лет как тот возраст, когда можно начинать смысловое чтение.

Читайте также:  Как написать письмо Деду Морозу с ребёнком

Основной вопрос, который волнует автора: почему ребенок, который знает все буквы алфавита, не может научиться читать? Этот вопрос интересует и многих родителей.

Л.Н. Толстой

«С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся читать. При составлении «Азбуки» и особенно «Новой азбуки» Л.Н. Толстой скорее интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей: ведь они были описаны много лет спустя. На ступени слого-аналитического чтения у большинства детей единицей чтения является слог, у некоторых слово. Важное значение в восприятии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4-5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: сочетание согласных букв затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой следует считать двусложную структуру слова с ритмом хорея (туча, куча и т.д.) , а из трехсложных слов с ритмом амфибрахия (работа, ребята, малина)».

Д.Б. Эльконин

Он писал, что «нужно учить детей находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них внимание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произношению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы».

Всем известно: Б – белка, В – верблюд и т.д. Такие пособия не ориентируют детей на анализ позиции согласной буквы (обратите внимание, что в данном случае – звук не Б, а Бь). Такие картинки совершенно неоправданно пытаются сократить психологический механизм первоначального чтения.

Скорочтение для детей: за и против

Научиться быстро читать – это проблема для каждого ребенка, особенно в младших классах. Поэтому родители решают испробовать скорочтение, при помощи которого увеличивается количество «проглатываемых» знаков в минуту. Так ли необходимо скорочтение детям?

В современном мире на человечество ежедневно обрушивается огромный поток информации. Ежеминутно печатается три тысячи страниц научной информации. А наши дети к книгам проявляют не такой большой интерес. В основном чтение кажется им скучным из-за того, что, затрачивая много времени и сил, информации они получают совсем немного.

Что такое скорочтение?

Нам хочется подготовить своих отпрысков к тому, что в школьные годы многое строится на умении работать с книгой самостоятельно. Тем более, что после младших классов количество «домашнего чтения» увеличивается в два раза. А читательские способности ведь остаются на уровне начальных классов. Вот ребенок и забрасывает чтение, потому что просто устает от него.

На помощь вам может прийти скорочтение – способность быстро воспринимать тексты, но ей нужно обучаться при помощи специальных методов чтения.

Соответственно, книги Ваше чадо сможет читать в 3-4 раза быстрее. Существуют методы скорочтения, которые позволяют достичь результата и больше 1000 слов в минуту.

Специалисты же утверждают, что при такой скорости очень страдает качество понимания материала.

Скорочтение: за и против

Многие мамочки хотят научить своего отпрыска такому методу, потому что с низкой скоростью чтения к ребенку приходит и нежелание читать в принципе. При помощи скорочтения они стремятся поддержать детское желание к знаниям и умениям.

Одна из мамочек UAUA.info под ником «Albertovna» пишет: «Мы ходили на курсы скорочтения перед школой. Методика действительно эффективная. Ребенок был уже читающий более-менее. Кроме того, там давалось и письмо (печатными), чуть математики и, конечно же, само скорочтение».

Читайте также:  «Детское» оливковое масло: в чем хитрят производители?

Все, кто сталкивался с такой методикой, говорили, что она очень облегчила им жизнь. В частности, это касается взрослых людей, которым приходится в срочном порядке читать договоры по 500 страниц за ночь или научные доклады.

Специалисты склоняются к мнению, что детям скорочтение, по большому счету, не очень-то и нужно. В раннем возрасте нужно уметь наслаждаться прочтенным, а с применением методики такое возможно не всегда.

Мамочка UAUA.

info под ником «Три танкиста» поделилась своим мнением об этой теме: «Скорочтение дает скорость чтения, но при этом падает усвоение текста.

Я бы скорочтение в раннем возрасте не рекомендовала. Выбросите деньги, а потом будете биться над другой проблемой: прочитал много, а о чем прочитал, забыл через 5 минут. В школе это абсолютно не пригодится».

Самое оптимальное чтение – со скоростью разговорной речи: от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Поэтому только когда школьник научится распознавать слова в тексте целиком, только тогда он сможет овладеть более быстрыми ступенями чтения.

В то же время, скорость чтения всегда ценилась учителями. И в наше время так было, и в школьные годы наших детей так тоже, скорее всего, будет. На этот счет у преподавателей есть даже своя теория, или даже некая закономерность.

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту.

 В среднем примерно 150 слов в минуту, – говорит учитель начальных классов Татьяна Грекова. – Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту.

Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Конечно, вы сами должны принять решение, стоит ли обучать ребенка скорочтению. Главное – не начать слишком рано, чтобы окончательно не отбить у него охоту к книге.

А пока посоветуйте ему читать вдумчиво, перечитывать некоторые строки по несколько раз. Пусть наслаждается речевыми оборотами, смакуя каждое слово.

Ведь чтение хорошей книги – это не только нужно для школы, но и очень «вкусно».

Видеосоветы: Психолог Наталья Бойцова рассказывает о мифах и реальности скорочтения

Игры, обучающие чтению дошкольников

Педагоги предлагают для лучшего освоения материала игры, в которых дети легко освоят предложенную программу и научится читать.

Поймать звук

Игры, обучающие чтению дошкольников

В этой игре предлагается поймать убежавший из сказки звук. Звук самый простой, который есть в знакомых словах. К примеру, звук «м». Мама рассказывает присказку: «Жил-был звук «м». Однажды ему стало скучно, и он убежал из Азбуки. Надо его вернуть! Ведь без звука «м» не будет ни мороженого, ни мячика, ни машинки. А мама? И она исчезнет, ведь в этом слове тоже есть звук «м»!» Потом мама произносит слова, а ребенок, если слышит слово со звуком «м», хлопает в ладоши, словно ловит. Играть в такую игру весело и познавательно.

Нужно нанизать на воображаемую ниточку слова, которые начинаются на конкретную букву. Можно брать слова по темам: цветы, животные, еда, игрушки и прочее. Это упражнение позволит запомнить букву и расширить словарный запас малыша.

Игра в слоги

Игры, обучающие чтению дошкольников

Сколько слогов в слове? Это можно поняв, протянув гласные и хлопнув при этом в ладоши. Так можно научиться определять, сколько слогов в слове.

Большой и маленький

Эта игра поможет понять, какие звуки твердые, а какие мягкие. Мама рассказывает историю: «Летели два шарика, большой и маленький. И вдруг лопнули. Из большого шарика струйка воздуха – С-С-С, из маленького – С-С-Сь». Предложить повторить звуки.

Игры, обучающие чтению дошкольников

Паровозик

Эта игра поможет сообразить, как из букв собираются слова. Нужно изготовить картонный яркий паровозик, который идет от одной станции-буквы к другой станции-букве. Когда паровозик приходит к станции, буква «прыгает» в его вагон. Получается слог. Маленький ученик будет охотно читать получившиеся слоги. Когда научится складывать слоги, можно переходить к чтению слов.

Читайте также:  Как научить быстро читать первоклассника

Умения начинающего читателя

Развивая любовь к чтению, нужно помнить о том, что этот процесс должен ориентироваться на последующее обучение детей в школе. Л.М. Гурович определил умения, которыми должен обладать начинающий читатель. Они опираются на восприятия эстетической действительности и на понимание сюжета литературных произведений.

Сюда относится целый перечень умений. Ребенок должен уметь слушать чтение художественного произведения, соотносить то, что он слышит с нарисованными картинками. Он должен замечать связи в тексте, понимать главную мысль прочитанного произведения. Он должен видеть мотивы разных персонажей, давать оценку их поступкам.

Также ребенок должен уметь эмоционально воспринимать содержание и оформление художественного произведения. Он должен уметь сопереживать персонажам, переживать чувства и настроения героев сказок. В его воображении должны всплывать яркие картины описанных событий. Также дети должны уметь воспринимать переносное значение некоторых фраз, выбирать одно из наиболее подходящий значений разнозначных слов. Также ребенок должен употреблять в повседневной речи некоторые словесные выразительные средства из прочитанной литературы.

Таким образом, подготавливая будущего читателя, нужно не просто как можно раньше приучить ребенка к книге. Нужно развивать в ребенке соответствующие его возрасту навыки полноценного восприятия книги. Однако сегодня детям не очень интересны книги, как таковые. Это касается также и взрослых. Поэтому сегодня культура чтения в дошкольный период резко снижается.

Поэтому сотрудники детских садов проявляют озабоченность тем, как правильно формировать способность к восприятию книг, как развивать духовный и культурный мир дошкольников.

Воспитание будущего читателя – это очень сложный и длинный процесс. Он состоит из последовательных этапов, перед каждым из которых стоят определенные задачи.

Упражнение «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Упражнение «Тайна пропавшего предложения»

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Упражнение «Тайна пропавшего предложения»

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.