5 детских травм, которые продолжают влиять на нас во взрослом возрасте

«Мама, папа, мне страшно! Я боюсь!» Почему малыш, который не так давно спокойно оставался один в помещении, бесстрашно бежал в тёмную комнату за игрушкой, и не раздумывая хватал в руки всё, что движется, вдруг превратился в трусишку, пугающегося любого шороха и не желающего спать в своей кровати? Этим вопросом озадачены многие родители дошколят. В чём же причина детских страхов и как с ними бороться?

Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков)

Психологическая поддержка (практическое пособие) Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для взрослых Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для подростков Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для родителей Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых) Что нужно знать об обращении к психологу для родителей Выход из изоляции — рекомендации

Детские страхи: причины и последствия

Определение 1

Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.

Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.

Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.

Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:

  • страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
  • в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.

Что такое детские страхи

Страхом

Что такое детские страхи

называют чувство, возникшее в ответ на действие угрожающих факторов.

Что такое детские страхи

В основе взрослого и детского страха находится врожденный инстинкт самосохранения. Психологами выделяются базовые угрозы, провоцирующие опасения – угрозы жизненным ценностям и непосредственно жизни человека.

Что такое детские страхи

Детские страхи – это ощущение, обычно не связанное с актуальной угрозой. В их основе лежит информация, полученная детьми от взрослых, и пропущенная через призму фантазий и воображения.

Что такое детские страхи

Зачастую детский страх провоцируют явления, которые обычно не вызывают переживаний у взрослых. Речь может идти о каких-либо героях сказок и так далее. Появление детских страхов может возникнуть из-за неких запретов, непонятных малышу или внушения со стороны сверстников.

Что такое детские страхи

В течении месяца детский страх обычно проходит, однако у некоторых индивидуумов он закрепляется в сознании. В таком случае психолог проводит специальные сеансы с малышом, применяя разные методы психокоррекции. Если вовремя не поработать с этими беспокойствами, то они могут остаться вплоть до взрослого возраста. Как пример, можно назвать страх высоты, темноты.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Читайте также:  Воспитание ребенка родителями: что действительно нужно детям?

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детском\подростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Основные причины появления фобий

Специалисты выделяют следующие причины возникновения необъяснимого страха — биологические, генетические, психологические, социальные.

Биологические и наследственные факторы

Недостаток определенной кислоты в организме (гамма-аминомасляной), имеющей успокоительное действие, приводит к увеличению страха и тревожности, что в свою очередь способствует риску появления фобий. Причинами уменьшения количества этой кислоты могут быть травмы головного мозга, длительное применение лекарств и психотропных препаратов, стресс и депрессия.

Кроме этого, причиной возникновения фобий может быть генетический фактор. Если один из родителей страдает фобическим расстройством, то риск появления фобии и у ребенка очень велик. Однако, что именно повлияло на это, наследственная предрасположенность или определенное поведение родственника, трудно сказать.

Социальные причины

Чаще всего возникновению фобий способствует влияние внешних факторов, особенно различные события шокирующего характера, произошедшие в детстве. Именно психологические травмы детского возраста: укусы насекомого или животного, потеря близких или продолжительное расставание, негативный опыт плавания или закрытого помещения и тому подобное вырастают обычно в непредсказуемые страхи.

Читайте также:  Грудничковое плавание: с какого возраста и чем полезно

Психологические факторы

У некоторых фобических расстройств и панических атак не прослеживается связи с какими-то травмами или событиями, в этом случае причины часто скрываются в подсознании. Неправильное объяснение каких-либо слов или действий, неверный взгляд на происходящие и будущие события, ущемление характерных черт и другие психологические проблемы также могут повлиять на возникновение фобий.

Определенные страхи появились в процессе эволюции, например, боязнь открытого пространства имеет свои корни в далеком прошлом, когда в незащищенном месте существовала опасность нападения диких животных.

Социальные причины

Появлению социофобий может способствовать чрезмерно строгое воспитание или критика родителей, неадекватная оценка взрослыми происходящих с ребенком событий, неудачный опыт общения со сверстниками или противоположным полом.

Таким образом, травмирующие ситуации, воздействуя на неокрепшую психику или наследственную предрасположенность, а также социальное и материальное положение способствуют возникновению и развитию различных фобий.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном общество человек всегда находится в стрессе, а одним из стрессов является страх. Дети сегодня не меньше взрослых подвержены стрессам, страхам. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Так, Дж. Уотсон, признающий, что страх является одной из базовых врожденных эмоций, считал, что в процессе развития ребенка характер страха изменяется — он начинает возникать на основе условных рефлексов. В область рассмотрения данного подхода попадают аспекты страха, связанные в основном с реакцией испуга, избегания и не затрагиваются проблемы осмысления и ценностной интерпретации страха.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, – это серьезный повод для разговора.

Объект исследования – страхи детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – устранение детских страхов.

Цель работы – коррекция страхов у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – успеваемость в начальной школе зависит от наличия страхов у младших школьников. Личностные особенности, такие как самосознание, потребностно-мотивационная и эмоциональная сферы личности выступают факторами успешной адаптации к школьной деятельности.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

  • 1) исследовать особенности страхов у детей младшего школьного возраста в начале учебной деятельности;
  • 2) изучить особенности личности младших школьников с различной степенью страхов к поступлению в школу;
  • 3) выявить особенности личности ребенка младшего школьного возраста, наличие страхов, обеспечивающие успешную адаптацию к школьной деятельности;
  • 4) разработать рекомендации по профилактике детских страхов при поступлении в школу.

Для исследования использовались:

Метод: беседы; наблюдения.

Методики: Тест Люшера, Рисуночный тест «Несуществующее животное», методика А. Захарова и М. Панфиловой.

Читайте также:  «Можно» и «нельзя» при грудном вскармливании

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.
Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

Фразы под запретом. Чего нельзя говорить ребёнку Подробнее

Униженность

Люди, которых постоянно оскорбляли и унижали в детстве, зачастую боятся, что они совершенно не нравятся окружающим, и что те критикуют и обсуждают их между собой, стоит им только отвернуться. Родители сами старательно взращивают этот страх в своих детях, раз за разом говоря им, что они плохие, неуклюжие, ничего не знают и не могут – в особенности если делают это в присутствии других людей. Это отличный способ уничтожить самооценку ребенка еще до того, как она сформировалась.

Такая психологическая травма часто приводит к формированию личности, полностью зависимой от мнения окружающих и болезненно стремящейся заслужить их одобрение. Однако возможна и совершенно противоположная реакция: взрослые, подвергавшиеся унижению в детстве, могут вырасти в домашних тиранов, унижающих тех, кто слабее их, подсознательно стремясь компенсировать таким образом приобретенный в детстве комплекс неполноценности.

Людям, часто подвергавшиеся в детстве унижению, стоит настойчиво работать над собственной независимостью, чувством свободы, приоритетами, а также постараться самостоятельно либо с помощью специалиста лучше понять свои нужды и страхи.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?

Одна из самых популярных рекомендаций родителям по борьбе с детскими страхами – «вышибить клин клином». То есть дать ребенку встретиться с тем, чего он боится, «лицом к лицу». Так делать ни в коем случае не надо – это очень опасно! Применение этого метода без контроля профессионального психолога может серьезно ухудшить эмоциональное состояние, так что лучше не подвергать ребёнка напрасному риску.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?

Один из «ключей» к пониманию источников и причин детского страха – символичность тех объектов, которые его вызывают. Иногда связь бывает самой прямолинейной. Например, малыша покусал ротвейлер, и с тех пор он боится любых собак. Но нередко она оказывается более сложной. Так, страх темноты или «подкроватного монстра», может указывать на боязнь отвержения, чувство незащищенности. Особенно остро это может проявляться в тот момент, когда родители желают ему спокойной ночи и оставляют малыша одного. На этом феномене основан целый спектр психологических методик – проективных тестов, – помогающих установить первопричину возникновения страха.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?

Для детей очень важное значение имеет стабильность и предсказуемость жизни. Резкие перемены, вызванные переездом, разводом родителей, сменой школы и т.д., могут косвенно спровоцировать возникновение различных страхов и фобий. Для их устранения необходимо возвращать упорядоченность и последовательность в жизнь ребенка. Создавайте внутрисемейные традиции, соблюдайте распорядок дня, режима сна и питания.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?

И, как бы банально это ни звучало, лучшее, что мы можем дать своим детям – наша безусловная любовь и готовность быть на их стороне в любой ситуации. С такой поддержкой все страхи и тревоги непременно окажутся преодолимы!

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?

Оставить комментарий Эта форма комментариев находится по защитой антиспам Эта форма комментариев находится по защитой антиспам Подписаться Уведомление о новые последующие комментарии новые ответы на мои комментарии

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?