9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой. Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять. Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

 Как сделать чтение эффективным?

Многие стратегии, используемые во время чтения, помогают улучшить память и понимание. Это попытка угадать то, что произойдет дальше, связать прочитанное со своими интересами и опытом. Соотнести новую информацию с тем, что мы уже знаем, а также изучение рисунков, графиков и иллюстраций, которые сопровождают текст.

Понимание и запоминание текстов, как и любая новая информация, основано на связи нового с уже известным. Оптимальный результат достигается, когда мы используем уже существующие связи в памяти.

Связывая новую информацию с имеющимся опытом, нейронные цепи активируют долгосрочную память. Когда дети думают о том, как соотносится то, что они читают, с их интересами, они становятся более внимательными и сосредоточенными. Попытки предсказать, что будет дальше, повышают интерес, усиливая любопытство. Прогнозы побуждают мозг оставаться внимательным и максимально включенным в процесс чтения.

Что влияет на формирование памяти?

Дети 4-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.

Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.

Данные эксперимента говорят о следующем:

  • для запоминания предметов в определенной связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
  • у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.

Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.

Важные рекомендации для родителей

  • Всегда будьте примером для ваших детей, если хотите, чтобы ваш ребенок соблюдал какие-либо нормы — соблюдайте их сами и ставьте себя в пример: папа кушает ложечкой сам, а не кидает кашу на пол.
Читайте также:  Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

Опять же такой момент — если вы будете проводить годовалому малышу «родительское собрание», объяснять ему полчаса, что так делать нельзя, то это тоже вряд ли пойдет ему на пользу. Достаточно просто пары конкретных фраз.

Помните, что когда вы говорите «нет», то это хочется сделать с удвоенной силой. Будьте готовы к ответному протесту, а он обязательно последует.

  • Если вы будете все и всегда запрещать ребенку и говорить ему беспрерывно «нет» и «нельзя», то эти так называемые «команды» потеряют для него всякий смысл.
  • Окружающий его мир манит различными новыми предметами, ради которых ребенок готов на все.
Важные рекомендации для родителей

Даем ему свободу, но он должен понимать, что у всего есть границы. Соблюдайте золотую середину в родительских ограничениях — между тем, что можно все — и между тем, что нельзя ничего.

  • Вы должны говорить «нет» или «нельзя» строго, но не повышайте при этом голос — вы можете напугать его, малыш должен уловить вашу интонацию, так как смысла сказанных слов он еще не понимает.
  • Так же ваш строгий тон обязательно должен блокировать продолжение воспроизводимого ребенком действия.

Как у меня сын — тянет и тянет за шторы, вот понравились они ему, тогда беру его ручки в свои и говорю, что не нужно рвать шторы, пойдем лучше машинку катать.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Текущие события

В этот день

Развитие эйдентической памяти в быту

Читайте также:  Защита растений от заморозков: эффективные методы

Как и любая другая память, эйдентическая память любит, чтобы наш мозг был спокоен. Отсутствие стрессов, депрессий и тревог – отличный залог для качественных и эффективных тренировок.

Тренировки должны проводиться на регулярной основе. В этом может помочь сервис BrainApps, так как в личном кабинете вы отслеживаете прогресс тренировок, а также можете получить рекомендации по тому, на что обратить внимание при самосовершенствовании личности.

Спорт, рациональное питание и умеренные физические нагрузки ежедневно – залог бодрости мозга и его активной работы. Отказ от вредных привычек имеет также положительное влияние на развитие эйдентической памяти у обычного человека.

Завершение

Напоследок хочу рекомендовать тренажер для мозга Викиум. Что это такое, вы узнаете, нажав на эту ссылку. Скажу лишь, что благодаря онлайн-тренажерам, которые находятся на этом сайте, вы не только с пользой проведёте время, но и получите удовольствие от процесса. Викиум помогает создать программу тренировок, которая подходит под требования и пожелания каждого участника индивидуально. Так что успехов вам и интересного времяпрепровождения, развития!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Собрал аптечку

Естественно, мы не планировали, что наш ребенок будет болеть, но все же за месяц до родов я купил некоторые лекарства с долгим сроком годности. Собрать аптечку помогла книга Комаровского «Неотложная помощь. Справочник для родителей».

Вот какие лекарства я купил:

  • детский нурофен — обезболивающее и жаропонижающее средство;
  • банеоцин для заживления пупка;
  • глицериновые свечи — используются при запорах;
  • «Боботик» от колик.

Еще купил бинты, лейкопластыри, пинцет, перекись водорода, детские ножницы, три пипетки, контейнеры для сбора анализов мочи для мальчиков.

На все потратил меньше тысячи рублей. Зато сэкономил время и силы, чтобы экстренно не бежать ночью за жаропонижающим. Все, кроме бинтов, нам пригодилось.

Эту книгу я советую всем родителям. На «Озоне» она стоит 626 Р

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Читайте также:  Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

Известные люди с эйдетической памятью
  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.