«Адаптация ребёнка в детском саду» учебно-методическое пособие

Как счастливы взрослые, которые из собственного садиковского прошлого помнят только добрую воспитательницу и двух приятелей, с которыми строили метро в песочнице!

Адаптация к детскому саду

Под адаптацией понимается способность к приспособлению организма к изменяющейся внешней среде. Процесс адаптации требует большой затраты сил (физических и психических) и энергии и может привести к перенапряжению организма. Любому ребёнку нелегко начинать походы в сад и это не зависит от возраста, ведь жизнь ребёнка в саду меняется кардинально.

В жизни ребёнка происходят следующие изменения:

  • соблюдение четкого режима дня;
  • отсутствие родителей рядом;
  • постоянное взаимодействие с другими детьми;
  • обязательство выполнять просьбы взрослого, малознакомого человека;
  • отсутствие пристального внимания ему одному.

Кому трудно, а кому легко Кому-то из детей адаптация даётся легко (1-3 недели), многим же приходится переживать некоторые негативные моменты гораздо сложнее и дольше (около 2 месяцев). Не исключены ситуации, когда ребёнок не может самостоятельно справиться со стрессом в течение 3 месяцев. В этом случае родителям придётся обратиться за помощью детского психолога.

Что делать родителям в адаптационный период?

Даже если родителями заранее были приняты все необходимые меры, ребенку все равно будет нелегко освоиться в новых условиях. Родители должны понять своего малыша, и сделать все необходимое, чтобы он чувствовал себя комфортно в детском саду:

  • Часто говорить ребенку, в какой хороший садик он ходит: какой он красивый, как много в нем детишек и какие добрые воспитатели и нянечки.
  • Чаще хвалить ребенка, говорить о том, как родители его любят, как они им гордятся. Такой подход будет для малыша отличным стимулом к новым победам и достижениям.
  • Выбрать вместе с малышом игрушку, которую он сможет взять с собой в садик. Это может быть любимая игрушка ребенка или мягкая плюшевая игрушка, с которой малыш сможет засыпать.
  • Оставляя малыша в садике, необходимо заверить его, что родители обязательно вернутся за ним через несколько часов. Желательно уточнить ребенку, когда именно его заберут: после обеда или вечером. Важно выполнить обещание и придти за малышом вовремя — для него это очень важно.
  • Если, когда ребенка в детский сад отводит мама, малыш начинает истерику и не отпускает ее от себя, лучше доверить это дело папе.
  • Нельзя в первое же посещение оставлять малыша в садике на весь день. Ребенку нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть: неделю забирать малыша можно после утренней прогулки, вторую неделю – после обеда, третью неделю – вечером.
  • Нужно обязательно каждый день интересоваться у малыша, как прошел его день: чем он занимался, что кушал, появились ли у него новые друзья.
  • При расставании нужно обязательно обнять и поцеловать малыша, но при этом процедуру прощания нельзя затягивать.
Читайте также:  Двойняшки: двойное счастье и двойные хлопоты

Таким образом, родители не должны пугаться изменений в поведении своего крохи в период его адаптации к детскому саду. Не нужно отчаиваться, необходимо просто набраться терпения, и вскоре ребенок полюбит детский сад: у него появятся друзья, а процесс обучения будет доставлять радость!

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Комментарий психолога:

Не могу избавиться от мысли, что структурирование, проведённое в статье, несколько надуманно. Формально такое поэтапное развитие отношений подходит для любого человека, приходящего в новый коллектив. Сначала он пытается всем понравиться, добиться расположения и занять значимую позицию, потом расслабляется и показывает свое настоящее лицо. Если группа для него важна, то он будет пытаться заретушировать ненужные проявления. Это естественный процесс, и приёмные дети от других не отличаются. Вполне домашний ребёнок, отправленный на лето к бабушке, поначалу будет покладист, но потом начнёт капризничать и гнуть свою линию.

На самом деле, у детей из дома малютки адаптация в значительной степени зависит от конкретных условий их прежней жизни. Кроме этого, нужно смотреть, во сколько лет и как именно ребёнок попал в детский дом. Как долго он там пробыл. В каком возрасте его оттуда забрали. Это более реальная градация набора проблем, круг которых существенно отличается по этим признакам. И если говорить про помощь в успешной адаптации, то нужно делать акцент на поддержку такой семьи психологами, с которыми нужно обязательно общаться и маме, и папе.

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала. Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе «ИнтернетУрок» можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Читайте также:  Дошкольное Развитие Ребенка от 3 до 7 лет

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
Адаптация или дезадаптация

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Помощь родителей

Конечно, немаловажными в период адаптации к детскому саду является поддержка и всяческая помощь со стороны родителей. Поэтому мы приведем ниже список, на который вы сможете опираться:

Негативные отзывы. Ни в коем случае не говорите в присутствии малыша о том, что вас что-то не устраивает в воспитателе или в самом садике. Иначе ребенок только сильнее начнет опасаться всей обстановки в пределах ДОУ. Лучше наоборот, акцентируйте внимание дитя на очевидных плюсах или о том, что вам нравится в самом педагоге.

Режим дня. Его не следует менять даже в выходные, если ребенок хочет поспать подольше, то может поспать, но не давайте ему отсыпаться, иначе сдвига в распорядке дня не избежать. Если же малышу просто необходимо хорошенько выспаться, значит, распорядок построен неправильно.

Помощь родителей

Но не перегружайте ребенка в момент адаптации, его нервная система и так пошатнулась и лишнее нагрузки противопоказаны.

Атмосфера в доме. Малышу будет намного легче переносить адаптацию, если в семье благоприятная обстановка, где нет ни скандалов, ни криков, ни негативного молчания (хотя бы при сыне или дочке).

Как подготовить ребенка к садику

Чтобы адаптационные процессы прошли более гладко, родителям придется еще до начала визитов в садик приложить некоторые усилия:

  • заранее создайте дома для ребенка режим дня (сон, прогулки, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада;
  • привейте малышу навыки самообслуживания, отдельное внимание уделите закреплению навыков личной гигиены (не забывать мыть ручки перед едой и после посещения туалета, пользоваться носовым платком (салфетками), не пить из чужого стакана и не поднимать еду с пола и т. д.);
  • проведите комплексный медицинский осмотр, и если он выявит какие-то заболевания или очаги хронической инфекции, займитесь коррекцией здоровья до начала посещения детского сада;
  • пройдите необходимую вакцинацию от детский инфекций согласно Национальному Календарю профилактических прививок;
Как подготовить ребенка к садику
  • готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, ходите на детские праздники, дни рождения друзей, учите взаимодействовать с другими детками: меняться игрушками, вместе играть в различные игры;
  • проводите комплекс закаливающих процедур (в идеале этим нужно заниматься с рождения малыша);
  • обеспечьте малышу разнообразное питание, в обязательном порядке содержащее животные и растительные белки, витамины С, А, Е и группы В, кисломолочные продукты.
Читайте также:  Пинетки на двух спицах. Мастер-класс с фото

Все перечисленные мероприятия непременно окажут своё положительное влияние на процесс адаптации ребёнка к детскому саду, потому что они выступают в роли естественных стимуляторов деятельности иммунной системы малыша.

Чего ни в коем случае делать нельзя

Большинство родителей хотя бы раз совершают что-то из этого списка:

  • пугают садиком ребенка, понятно, что идти добровольно в место, которым тебя запугивают или используют как синоним наказания, никому не хочется;

  • обманывают – если вы дали обещание забрать ребенка пораньше, выполните его обязательно, иначе в следующий раз ребенок вам просто не поверит, что в саду его не оставят навсегда;

  • сравнивают с другими детьми – все дети индивидуальны и уникальны, поэтому не нужно подгонять ребенка под некий условный стандарт, даже если дети знакомых ему соответствуют;

  • поощряют сладостями и игрушками – ребенок очень быстро поймет, как можно вами манипулировать, не делайте из него маленького шантажиста;

  • отзываются негативно о садике и воспитателях – не подавайте малышу плохой пример;

  • показывают ребенку тревогу и страх, озвучивают их при нем – дети очень восприимчивы и ни за что не поверят вам, что в саду хорошо, если даже вы боитесь и переживаете;

  • ругают и стыдят малыша за слезы и капризы – отнеситесь с пониманием к своему ребенку, ему очень непросто в этот период, тем более что связно выражать свои эмоции словами он еще не очень умеет;

  • отводят больного ребенка в сад – «Ну подумаешь, сопли, ничего страшного!» – на самом деле больному малышу трудно в саду, он не может наравне со всеми участвовать в повседневной жизни, ему не в радость ни друзья, ни игрушки, а перенапряжение неизбежно приведет к усугублению болезни.

И в заключение хочется сказать: детский сад – это не резервация для детей, это место общения и развития вашего ребенка под присмотром специалистов. И успешность адаптационного периода во многом зависит от вас и ваших действий, а значит, в ваших силах сделать его как можно более быстрым и легким.