Арт-терапия в России: пройденный путь и векторы дальнейшего развития

Это не просто досуг или что-то вроде кружка лепки или танца. Что надо понимать про новый метод психологической помощи

Арт-терапия: определение, история и современное состояние

Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством (по-английски, creative arts therapies), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя – изобразительного искусства, музыки, движения и танца или искусства театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющую свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты. В последние годы также развиваются интегративные формы терапевтического применения искусства, называемые «терапия выразительными искусствами» (expressive arts therapy).

В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы креативной терапии искусством рассматриваются как самостоятельные специальности, требующие соответствующей профессиональной (магистерской или постмагистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе применения искусства.

Существуют также страны, к которым относится и Россия, где креативные терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как узкоспециализированные методы психологической помощи, для овладения которыми и последующего их применения в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию психолога, врача-психотерапевта или иного специалиста, после чего пройти соответствующую программу дополнительного образования (профессиональной переподготовки).

Как и в странах с развитой системой профессиональных арт-терапевтический услуг, в Российской Федерации также формируются программы магистерского образования и непрерывного профессионального образования на основе накопительно-кредитного подхода, связанного с четырёхчастной моделью подготовки профессионалов в области психотерапии и консультирования (арт-терапия рассматривается как метод психотерапии и психологического консультирования). Четырехчастная модель подготовки включает в себя: теорию, практику под супервизией или производственную практику, учебную супервизию и учебную личную терапию и, кроме того, подготовку в области клинической психиатрии.

Использование поддерживающего и развивающего потенциала искусства возможно не только профессиональными арт-терапевтами (как в некоторых зарубежных странах) или психологами, врачами-психотерапевтами и иными специалистами, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку, выпускниками соответствующих программ магистерского образования, но и педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не имеющими такой подготовки. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи, а относится к сфере искусства или образования.

Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений креативной терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала». Данное определение соответствует общепринятому определению арт-терапии в разных странах, представленному в основополагающих документах профессиональных саморегулируемых организаций (Американской арт-терапевтической ассоциации, Британской ассоциации арт-терапевтов и др.) и в научной литературе.

К сожалению, существует немало русскоязычных изданий, в которых слову «арт-терапия» приписывается иное, не свойственное ей значение. Это затрудняет формирование в обществе адекватного представления о данном явлении, создает препятствия для развития арт-терапии как одной из форм помогающей деятельности с присущими ей стандартами и нормами профессионального образования и практической работы.

Основные техники арт-терапии

Существует несколько техник арт-терапии, которые можно использовать в домашних условиях.

Рисунок

Это стандартное направление арт-терапии. С помощью рисунка диагностируют стабильность психики и эмоциональное развитие ребенка. Эта техника имеет несколько направлений – сюжетный рисунок, хаотический, диагностический, тематический и произвольный. Любая из этих техник может быть использована для домашних занятий. Простые практические занятия и определенная свобода малыша приведут к хорошим результатам. Пусть ребенок чертит хаотические линии, пусть меняет цвета, это позволяет ему самовыражаться.

Читайте также:  Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Куклы

Незаменимый инструмент, активно используемый в период раннего развития детей. Это могут быть как привычные нам куклы, которые можно купить в любом магазине, так и деревянные фигурки или самодельные игрушки. С помощью кукол малыш начинает знакомиться с окружающим миром. Игра с куклами позволяет ребенку адаптироваться в обществе. В арт-терапии применяет не только сам игровой процесс, но и работа по изготовлению кукол, когда ребенок принимает самое активное участие в создании нужного образа.

Песок

Основные техники арт-терапии

Принимая любую форму, песок становится практическим воплощением детской фантазии. Игры с песком не только увлекательны, но и позволяют развивать моторику, фантазию и координацию малыша.

Танец

Целительные свойства танца известны с первобытных времен. Занятия хореографией способствует улучшению состояния здоровья и социально-коммуникативных навыков детей. Кроме того, во время танца ребенок раскрепощается и учиться выражать свои эмоции.

Музыка

Ученые доказали: музыка оказывает положительное влияние даже на растения. Поэтому не удивительно, что прослушивание музыкальных произведений стало неотъемлемой часть эстетического воспитания детей. Музыка помогает формировать вкус ребенка, его мышление и восприятие мира.

Проблемы малого бизнеса

Конечно, на старте у нас были сложности. Во-первых, с помещением, которое пришлось довольно долго подбирать. У нас было специальное требование — обязательное наличие умывальника в кабинетах. Найти такое помещение сначала удалось в бизнес-инкубаторе: условия там были неплохие, арендная плата довольно низкой. Но была серьезная проблема — очень тонкие стены и большая слышимость. На арт-терапии люди хотели заниматься собой, а не слушать разговоры риелторов за стеной.

Позже, когда к проекту подключились партнеры, мы решили искать большое помещение. Нашли. Оно было удобным по местоположению, имело много комнат, но было при этом старым, требовало больших вложений в ремонт. Поскольку наше партнерство в итоге не состоялось по финансовым соображениям, от того помещения я отказалась и въехала в спортивно-концертный комплекс, где мы по сей день и расположены.

Вторая проблема — это поиск хороших специалистов, компетентных и желающих вникать в специфику работы. Поэтому в основном мы самостоятельно растим и обучаем кадры. Сейчас в команде «СуперДЕТОК» шесть человек: это не только люди с профильным психологическим и педагогическим образованием, но и, например, выпускники вузов, студенты пятых курсов. Это не уставшие люди, нацеленные на работу. Некоторые сотрудники, поработав здесь какое-то время, решили расти дальше, трудоустроились в других компаниях.

Читайте также:  Как научить ребенка понимать значения слов

Третья сложность была связана с поиском оптимальных каналов продвижения. Совсем неэффективными для нас оказались рассылки листовок по почтовым ящикам. А вот сотрудничество с бесплатными газетами, которые разносят по тем же ящикам, наоборот, было для нас весьма продуктивным. Здесь важны поведенческие нюансы: листовки выбрасывают, а газеты берут домой читать. Также неплохие результаты показало продвижение через интернет и сарафанное радио.

Что должен знать специалист, чтобы он мне не навредил?

Арт-терапия — способ лучше понять себя

Отправляясь на занятия, неплохо разобраться, какая квалификация у ведущего – как минимум, спросить, психотерапевт перед вами или консультант (фасилитатор).

Второй просто поможет назвать и яснее осознать эмоции, которые вы вложили в танец или рисунок. Первый нужен, если вы собираетесь прорабатывать с помощью терапии искусством сложные проблемы вроде детских травм или пережитого насилия.

В Британской ассоциации арт-терапии уже начали разделять арт-терапевтов и арт-психотерапевтов. Вторые – это люди с серьезным (порядка десяти лет) образованием по психотерапии + образованием по арт-терапии на базе психологического. Такой человек имеет право проводить длительную терапию, контактируя с клиентами несколько месяцев и даже лет.

Что должен знать специалист, чтобы он мне не навредил?

В России в случае проработки сложных тем с помощью арт-терапии стоит искать члена Российской ассоциации арт-терапевтов (существует с 2006 года), либо Ассоциации интермодальной терапии экспрессивными искусствами (с 2016 года). В некоторых случаях список членов можно найти на сайте ассоциаций (российские списки находятся в процессе подготовки).

В ассоциации интермодальной терапии экспрессивными искусствами участники могут иметь статус «терапевта экспрессивными искусствами», либо «консультанта». Первые – люди с полноценным психологическим образованием, вторые психологического образования не имеют и могут работать как фасилитаторы.

Сейчас есть много курсов подготовки арт-терапевтов, участники которых получают очень поверхностное знание о методе. Если у клиента в ходе занятия откроются воспоминания о серьезных переживаниях, такой специалист может не справиться.