Детские страхи. Что делать, когда ребенок боится?

Фобией называют сильный страх, не поддающийся контролю и разумному объяснению.

Вебинары

Уважаемые клиенты!

Каждый день мы проводим для Вас много интересных вебинаров на самые разные темы! Оставайтесь дома и проводите время с пользой!

  • продолжительность наших вебинаров 90 минут
  • чтобы записаться на вебинар, нажмите на его название, внизу будет кнопка «Записаться»
  • после оправки формы регистрации на указанный Вами почтовый адрес придет письмо с ссылкой для входа на вебинар. Ссылка станет активна за 15 минут до начала вебинара
  • пожалуйста, внимательно заполняйте форму регистрации на вебинар и проверяйте правильность написания Вашего электронного адреса, иначе письмо может не прийти!
  • обратите внимание, что количество мест на вебинаре ограничено!
  • к сожалению, пока у нас нет технической возможности предоставлять записи вебинара
  • если Вы не успели зарегистрироваться на интересующий Вас вебинар – не расстраивайтесь! Наши вебинары часто повторяются, следите за расписанием!

Основные причины появления фобий

Специалисты выделяют следующие причины возникновения необъяснимого страха — биологические, генетические, психологические, социальные.

Биологические и наследственные факторы

Недостаток определенной кислоты в организме (гамма-аминомасляной), имеющей успокоительное действие, приводит к увеличению страха и тревожности, что в свою очередь способствует риску появления фобий. Причинами уменьшения количества этой кислоты могут быть травмы головного мозга, длительное применение лекарств и психотропных препаратов, стресс и депрессия.

Кроме этого, причиной возникновения фобий может быть генетический фактор. Если один из родителей страдает фобическим расстройством, то риск появления фобии и у ребенка очень велик. Однако, что именно повлияло на это, наследственная предрасположенность или определенное поведение родственника, трудно сказать.

Социальные причины

Чаще всего возникновению фобий способствует влияние внешних факторов, особенно различные события шокирующего характера, произошедшие в детстве. Именно психологические травмы детского возраста: укусы насекомого или животного, потеря близких или продолжительное расставание, негативный опыт плавания или закрытого помещения и тому подобное вырастают обычно в непредсказуемые страхи.

Психологические факторы

У некоторых фобических расстройств и панических атак не прослеживается связи с какими-то травмами или событиями, в этом случае причины часто скрываются в подсознании. Неправильное объяснение каких-либо слов или действий, неверный взгляд на происходящие и будущие события, ущемление характерных черт и другие психологические проблемы также могут повлиять на возникновение фобий.

Определенные страхи появились в процессе эволюции, например, боязнь открытого пространства имеет свои корни в далеком прошлом, когда в незащищенном месте существовала опасность нападения диких животных.

Социальные причины

Появлению социофобий может способствовать чрезмерно строгое воспитание или критика родителей, неадекватная оценка взрослыми происходящих с ребенком событий, неудачный опыт общения со сверстниками или противоположным полом.

Таким образом, травмирующие ситуации, воздействуя на неокрепшую психику или наследственную предрасположенность, а также социальное и материальное положение способствуют возникновению и развитию различных фобий.

Читайте также:  Чернослив при грудном вскармливании

Детские страхи, физиология патологии

Имеются физиологические причины развития детских страхов. Это:

  • возраст: чем младше ребенок, тем более он подвержен испугу;
  • девочки сильнее подвержены страху;
  • возраст родителей: чем они старше, тем пугливей будет ребенок;
  • внутриутробный испуг;
  • ЧМТ и органические заболевания мозга способны оказать серьезное воздействие на фантазию, что может привести к страху;
  • очень чувствительный тип нервной системы;
  • малая физическая активность;
  • плохая наследственность.

Физиологическая причина возникновения страхов остается наименее изученной частью, поэтому ученые еще слишком мало знают об этом. Даже генетики пока неспособны дать четкий ответ на вопрос, каким именно образом некоторые фобии могут передаться по наследству. Например, арахнофобия может перейти от родителя к ребенку, и при первой встрече с пауком он закричит, хотя до этого никаких возможных предпосылок не было.

Среди проявлений детского страха стоит выделить:

  • нестандартное поведение, ребенок грызет ногти, перебирает одежду или тянет в рот пальцы;
  • рисует картинки в черных тонах, иногда на них присутствует изображение чудовищ и нечто напоминающее объект страха;
  • постоянные капризы;
  • агрессивность или плач без очевидных причин;
  • постоянное хождение за родителями;
  • ребенок старается спрятаться, например, полностью накрываясь одеялом в кровати.

В отдельных случаях даже чрезмерно развитое воображение может стать причиной детского страха. Ребенку могут мерещиться в темноте различные монстры и чудовища, которых он мог где-либо увидеть (в телевизоре, например).

Особенно сильно это может проявиться на фоне стресса, однако и в спокойном состоянии такое возможно. Необходимо фильтровать просматриваемые фильмы и мультфильмы, если у ребенка развита фантазия.

Особенности детских страхов и их причины

Негативное нервное возбуждение малышей, испуг, слезы или истерики часто возникают в ситуациях, в которых нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка.

Существуют три основные причины детских страхов.

1. Страхи у детей в процессе развития

Как было сказано выше, возрастные страхи эволюционно обусловлены. Это не патология, а естественная часть механизма становления личности.

  • Ребенок до года полностью беспомощен и беззащитен. Его пугают громкие звуки, резкие движения, неожиданная смена обстановки.

  • От года до трех малыш учится ходить, говорить, начинает различать людей вокруг себя, разделяя на близких и посторонних. Ребенок может начать бояться высоты (бояться упасть), бурно реагировать на незнакомцев или пугаться, не обнаружив рядом маму или кого-то из домашних.

  • С трех лет дети начинают осознавать свою отдельность от других. Это я, а это они. Часто в этом возрасте ребенок идет в сад, возникают новые социальные контакты, новые правила и ограничения. На этом этапе нередко возникает страх разрыва с привычным окружением, разлуки с мамой. Дети начинают осознавать свои поступки и связанные с ними последствия (боязнь наказания).

  • У дошкольников развивается воображение. А так как дети не отличают реальность от выдумки — могут пугаться сказочных персонажей и вымышленных героев. Особенно ярко это проявляется у впечатлительных детей со зрительным вектором. О них вы узнаете ниже.

  • Ближе к школе у детей значительно формируется восприятие пространства и времени. К этому моменту многие дети успевают столкнуться со смертью: попал под машину любимый четвероногий друг, тяжело заболел родственник, ушла из жизни бабушка. Ребенок задается вопросами: «Куда они пропадают?», «А что будет со мной?». Его пугает неизвестность, одиночество, смерть.

  • В подростковом возрасте ребенок постепенно отдаляется от родителей, предпочитает общество сверстников, ищет свое место в коллективе, тренируется строить взрослые отношения. На этой почве могут возникать страхи одиночества, непонимания, изгнания, потери друзей или статуса. Подросток часто скрывает свои истинные эмоции, реже делится с родителями, поэтому его психологический дисбаланс может долго оставаться незамеченным. Проблема не решается, страхи увеличиваются и могут фиксироваться на длительное время.

Если ребенок в определенной фазе развития проявляет боязливость, тревожность, беспокойство — это нормально. Обычно такие симптомы исчезают по мере взросления малыша. Если же неприятные состояния остаются или усугубляются, значит здесь задействованы следующие причины.

Читайте также:  9 подарков маме на 8 марта своими руками

2. Влияние окружения

Особенности детских страхов и их причины

3. Индивидуальные психологические особенности детских страхов

Все дети разные. Одни и те же ситуации могут вызывать у каждого различные реакции. Это зависит от набора врожденных свойств и качеств психики (векторов).

Зрительный вектор — это особая эмоциональная восприимчивость. Сила и глубина переживаний маленьких зрительников в разы больше, чем у других детей. Оглядываясь на первобытную стаю, можно понять, почему это так.

Особи со зрительным вектором меньше других были адаптированы к жизни. Самые слабые, чувствительные, ранимые, не способные постоять за себя, они часто становились легкой добычей для хищников или ритуальной жертвой соплеменников.

Кроме того, глаза — самый чувствительный орган таких людей. Способность различать мельчайшие детали и оттенки цвета, улавливать минимальные изменения окружающего мира — главный инструмент, при помощи которого первобытный человек мог получить информацию извне, адаптироваться к ситуации, выжить. Но в темноте этот сенсор не работает. То, что неразличимо, таит в себе опасность, пугает, грозит гибелью.

Поэтому страх смерти исторически вписан в психическую программу человека со зрительным вектором. Эта самая сильная эмоция сохраняется по сей день и активируется даже при малейшем намеке на угрозу или опасность.

Такая особенность плюс богатая фантазия, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость возводят страхи зрительных детей в самую высокую степень. Особенно на таких малышей плохо влияют страшные сказки и походы на кладбище, крайне пагубно отражается запрет выражать свои эмоции, плакать. Именно для них темнота наиболее страшна, потому что она не только скрывает реальные объекты, но и оживляет рожденных буйным воображением монстров и чудовищ.

«Школа пугливых котиков» Алиша Поттер

Пожалуй, самый нестандартный подход к тому, как можно справиться со страхами, предложила Алиша Поттер. В своей книге она придумала школу, в которой котятам помогали справляться с разными типами страхов. От учеников не было отбоя! Еще бы, ведь в школе помогали тем, кто боялся мышей и птиц, тем, кто не мог охотиться и кто, казалось, был полностью безнадежен.

Методы основательницы школы Мисс Хейзел были нестандартными, но работающими. Котята изучали птиц, лазали по деревьям, пытались задирать хвост трубой, выгибать спину и даже учились не бояться щетки. То, что эти методы работают, котятам пришлось проверять на практике, еще даже не закончив курс обучения.

«Школа пугливых котиков» Алиша Поттер

Обстоятельства, в которых проявились качества героев книги, были вовсе не запланированными. С другой стороны, в жизни ведь тоже так бывает: проявлять свои навыки и умения нам приходится задолго до того, как мы до конца проходим курс обучения. Очень познавательная и полезная книжка получилась у Алисии Поттер, как ни крути.

«Нет» детским фобиям: способы коррекции сознания

Преодолеть страх и избавить ребенка от переживаний способны родители: их любовь, защита и понимание способны творить чудеса. Помощь в сложных ситуациях окажут специалисты, занимающиеся изучением и коррекцией детского поведения и психики.

Избежать появления детских страхов можно при условии организации здорового досуга, ведь очень часто на фоне общего благополучия от кошмаров и тревог страдают дети, которые мало бывают на свежем воздухе. В зоне риска оказываются дети, которые не имеют контактов со сверстниками и вынуждены замыкаться в своем придуманном мире. Детская психика выстраивает ситуации понятные одному ребенку, и, не имея возможности получить новые знания или навыки, малыш рискует оказаться в плену собственных страхов.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 8 месяцев (календарь развития)

Дети, которые посещают детские заведения, имеют друзей и открыты к общению меньше подвержены страхам. На протяжении дня организованные малыши:

  • находятся в комфортной для них среде,
  • обучаются по методикам, соответствующим возрасту,

и живут по особому распорядку, в котором есть место играм, работе, беседам и отдыху.

Специалисты лицензированных заведений дошкольного образования и школ начального звена «Мандаринка» помогут воспитать в малыше наилучшие качества, подготовят ребенка к школе и научат управлять эмоциями, а также окажут квалифицированную помощь родителям в части воспитания

Поделиться

Ключевые слова: Детские страхи,причины,как бороться,Ребёнок боится,Что делать,фобии,возраст

Первый визит

Выше мы уже частично затрагивали тему важности начального опыта, теперь поговорим об этом более предметно. Именно от того как пройдет сеанс, зависит последующее отношение малыша к стоматологу, лечению зубов в целом.

Что важно? Отсутствие принуждения. Не пытайтесь привить любовь к стоматологическому кабинету силой. Обычно подобные действия вызывают только отрицательные реакции.

Эффективнее всего – личный пример. Когда вы сами не страшитесь зубных, понимаете значимость всех проводимых процедур, кроха впитает ваши настроения и не станет переживать.

Кроме того, чтобы ребенок не боялся, хорошо ходить именно к детскому стоматологу. Те дантисты, что работают со взрослыми, часто лишены той тактичности и чуткости, необходимые в малом возрасте.

Ознакомительное посещение

Для удобства прикрепляем подробный сценарий того, как должен проходить первый визит:

  • Знакомство. Врач не может сразу начинать с лечения или выполнения каких-то сложных манипуляций. Его задача – расположить пациента к себе.
  • Перчатки. Надевать их не рекомендуется, как и использовать устрашающие инструменты и приспособления. Оптимальный вариант – когда будет организована небольшая экскурсия по кабинету с рассказом о том, что и для чего нужно.
  • Диалог. Все действия должны сопровождаться пояснениями. Неизвестность пугает кроху.
  • Досуг. В некоторых клиниках для маленьких пациентов включают мультики либо достают игрушки. Это неплохое решение, позволяющее сместить фокус внимания.

Заметим, что мы говорим о плановом профилактическом осмотре.

Классификация страхов по возрастам

Возрастные страхи возникают у большинства детей в определенном возрасте. Они быстротечны, возникают, как реакция на личностное и психическое развитие. Проходят такие страхи по мере развития ребенка.

С рождения до 1 года ребенок боится:

  • громких звуков;
  • незнакомых ему людей; 
  • высоты;
  • разлуки с мамой;
  • смены привычной обстановки. 

В возрасте от 1 до 3-х лет дети боятся:

  • получение травм;
  • природных явлений (грома, молнии, сильного ветра, грозы);
  • разлуки с родителями. 

Возрастные страхи от 3-х до 5 лет

Ребенок максимально эмоционален и чувствителен. Расширяется его сфера познания, активно развивается воображение. Характерный страх этого возраста: боязнь, что родители разлюбят.

В 5-7 лет ребенок боится:

  • своей смерти; 
  • родительской смерти;
  • ночных кошмаров;
  • уколов и больниц;
  • высоты, темноты, глубины; 
  • наказаний от родителей;
  • одиночества. 

В возрасте от 7 до 11 лет дети боятся:

  • Страх смерти близких людей; 
  • Страх плохих оценок;
  • Страх наказания;
  • Страх пожаров, ограблений, нападений.
  • НЕ оправдать ожидания родителей