Детские страхи в зависимости от возраста ребенка и как их побороть

Люди часто боятся обращаться к врачам или сдавать анализы.

Причины детских психотравм

Толчок для развития психологической травмы может стать любое событие, которое в глазах ребенка имеет особую значимость. Наиболее частыми причинами к формированию детских психологических травм являются следующие:

  1. Заболевания. При этом болезнь может быть как серьезной, так и самой обычной простудой. Часто это становится причиной того, что взрослый человек постоянно пытается отыскать у себя несуществующие болезни.
  2. Физическое и сексуальное насилие со стороны родителей. В результате подобных действий человек становится неуверенным в себе, а также начинает испытывать агрессию по отношению ко всем.
  3. Предательство со стороны родителей, например, часто дети так воспринимают развод, формирует чувство вины.
  4. Недостаток внимания и любви в детстве приводят к тому, что во взрослой жизни могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с окружающими.
  5. Смерть близкого человека может кардинально изменить психическое состояние ребенка, поэтому в данном случае лучше сразу посетить психолога.

Также стоит отметить, что некоторые дети могут получить серьезную психологическую травму, когда начинают посещать детский сад.

Доверие — база для благополучия семьи

Подумайте, что вы подразумеваете под словом «воспитание»? У большинства людей оно ассоциируется с наказаниями, чтением нотаций и постоянными поучениями, как нужно жить. Родители до сих пор воспринимаются не как наставники и старшие друзья, а как надсмотрщики, задача которых — всё время следить, чтобы ребёнок «вёл себя прилично».

Предполагается, что у ребёнка таким образом сформируются определённые черты характера. Но правда в том, что воспитание — это непрерывный и непроизвольный процесс, а не отдельные поучения. Он идёт всё время, независимо от желания родителей. Дети воспитываются постоянно: наблюдая за взрослыми и подражая им, слушая, как они общаются друг с другом, в процессе совместных действий и даже в каких-то бытовых ситуациях вроде совместного похода в магазин. И мы сейчас не учитываем то, что на развитие личности влияют далеко не только родители.

Именно поэтому в детско-родительских отношениях важно постоянное взаимодействие, эмоциональное и основанное на доверии. Если доверительных отношений с родителями нет, если всё общение сводится к тому самому целенаправленному воспитанию, ребёнок чаще всего чувствует себя покинутым, нелюбимым. Он находится в постоянном стрессе, пытается заслужить любовь всеми возможными способами, и все его ресурсы уходят только на это. Сил на учёбу, игру или социализацию уже не остаётся.

Следствием этого часто бывает неблагополучная обстановка в семье, появление у ребёнка зависимостей, в которых он пытается найти утешение, психосоматические болезни. Во взрослом возрасте это приводит к психологическим травмам, проблемам в отношениях в собственной семье, низкой самооценке. Наконец, человек, у которого было нарушено доверие к родителям, перестаёт доверять миру, относится к нему враждебно и сам постоянно чувствует ответную враждебность.

Советы психолога:

1. Для того, чтобы облегчить тревогу и страх перед походом к врачу, заранее узнайте информацию о нём — это повысит ощущение спокойствия и уверенности. Не стесняйтесь задавать беспокоящие вопросы и обсуждать неудобные темы.

2. При посещении больницы постарайтесь создать себе комфортную обстановку, взяв с собой интересную книгу или слушая любимую музыку.

3. Страх всегда ограничивает свободу человека. Помните, что задача доктора — не навредить, а помочь. А со страхами бороться не легко, но возможно.

Записаться на консультацию психолога можно по телефону +38 (048) 730-00-30 или через форму «Запишитесь на приём» на нашем сайте.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

Читайте также:  Как приучить к дисциплине ребенка: методы и приемы воспитания

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Причины самоповреждающего поведения подростков

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

Признаки самоповреждающего поведения:

✔ 1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы. Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот. Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения.

✔ 2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

✔ 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

✔ 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном). В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.

✔ 5. Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно.

✔ 6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

✔ 7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.

✔8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

Советы родителям, как снизить страх у подростка

Чего боятся подростки: 13 подростковых страховФотография: Depositphotos

Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.

Советы родителям, как снизить страх у подростка

Вот несколько советов родителям.

  1. Если ребенок чего-то боится, попросите его нарисовать свой страх. Пусть он проанализирует его и расскажет о своем мнении. Этот метод подходит подросткам в любом возрасте.
  2. Разновидность первого способа – представить в комичном виде объект своего страха. Такой способ снимет остроту проблемы.
  3. Уважайте право подростка на собственное мнение, взгляды, выбор.
  4. Создайте ребенку все условия, чтобы у него были друзья и знакомые.
  5. Почаще хвалите, не оставляйте без внимания ни одно достижение – это поможет сформировать у подростка правильную самооценку и уверенность в своих силах.
  6. Научите ребенка контактировать взглядом – это поможет преодолевать социальные страхи и не бояться общения с людьми.

Классификация детских страхов

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.

Читайте также:  5 мобильных приложений для изучения алфавита. Учимся читать

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.

Детские страхи также делимы на три группы.

Бредовые страхи

Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.

Сверхценные страхи

Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.

Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Статья: Причины и способы борьбы с детским страхом темноты | Образовательная социальная сеть

  • Абдуллина Марина Владимировна
  • Воспитатель ГБДОУ №60 Кировского района
  • Причины и способы борьбы с детским страхом темноты
  • Страх – это очень сильный испуг, сильная боязнь[5].

Рождение ребенка — всегда чудо и огромное счастье. Пока он еще совсем маленький, главное, что волнует родителей – его здоровье, питание, сон, физическое развитие.

Однако малыш подрастает, и оказывается, что у него есть свои  беды и проблемы, справится ему одному не по силам.

Детские страхи, капризы, слезы- все это беспокоит родителей ,и совершенно справедливо: психологические проблемы ребенка, как правило, тесно связаны с отношениями между родителями, с психологическим климатом в семье. Это же зачастую является причиной детской замкнутости, проблем с общением. [2с.5].

Самый популярный страх современности, не имеющий ни возрастных, ни гендерных различий. Восемь из десяти детей испытывают боязнь темноты; после 18 лет в своем страхе перед наступлением ночи признаются десять человек из ста.

Никтофобия[1] проявляется в виде панического состояния не перед самой темнотой как таковой, а теми страшными картинами, которые воображение больного нарисовало на ее фоне.

Если боязнь темноты, как это часто случается, не проходит в детском возрасте, неконтролируемая никтофобия может стать пусковым механизмом для сердечно-сосудистых патологий и нарушений центральной нервной системы[1].

Для того чтобы бороться со страхом темноты, надо определить его причину и в зависимости от этого выбирать способы его преодоления.

Первая причина: страх одиночества.

Как часто мы слышим от родителей жалобы на то, что ребенок боится темноты. Практически каждый из нас в детстве переживал подобное состояние.

С чем это связано? Существует одна закономерность: страх темноты возникает тогда, когда малыш остается один, без взрослого.

Например, раньше он спал в одной комнате с родителями, а теперь надо переселиться в отдельную комнату и засыпать в одиночестве, да еще и при выключенном свете.

Чтобы решить эту проблему, необходимо дать ему почувствовать свою безопасность , защищенность.

Процесс засыпания должен происходить:

  • в спокойной обстановке;
  • без конфликтов;
  • без криков;
  • без угроз.

Расслаблению помогает купание в ванне перед сном, чтение любимой книжки с хорошо знакомым сюжетом. Можно посидеть  (не ложиться рядом) у кроватки, пока малыш засыпает, включить ночник. Не следует сидеть рядом до той поры, пока ребенок заснет. Сон будет в этом случае поверхностным, малыш будет открывать периодически глаза, проверяя, здесь ли мама.

Можно под каким-нибудь предлогом выйти ненадолго, а потом вернуться. Главное, чтобы ребенок понимал, что вы здесь, рядом с ним.

Преодолевая страх темноты, ребенок взрослеет, это очередной шаг в его развитии. Похвалите его за смелость, подчеркните, что он большой и может засыпать один, без взрослого.

Почувствовать себя взрослым малышу поможет и мягкая игрушка, которую нужно «уложить спать».Игрушка должна быть одна.

Если игрушек будет много, процесс укладывания затянется и места в кроватке может не хватить для самой «няни».

Вторая причина – страх по поводу неизвестного существа, которое очень пугает малыша.

Читайте также:  Выбираем соску - пустышку для новорождённого ребенка

Если малыш боится темного помещения, опасаясь, что на него кто-то может напасть, следует выяснить, или он увидел подобную ситуацию в кино, на улице.

В данном случае, необходимо попробовать с малышом стать этим существом. Придумать для него костюм (например, привидения), спрячьтесь за дверью в темной комнате и напугаете того, кто войдет в комнату.

Предварительно договоритесь с тем человеком, которого будите пугать.

Это может быть ребенок постарше или взрослый, который подыграет вам испугается почти искренне, а потом вместе с вами посмеется над шуткой.

Мальчикам можно предложить  войти в темное помещение в костюме Человека-Паука, Черного Плаща, Ниндзи и др. Пусть в его руках будет оружие, которым можно размахивать.

Разрешите ему выкрикивать при этом грозные, подбадривающие кличи.

Костюм даст возможность ребенку почувствовать себя таким же смелым, сильным, уверенным, как герой любимого мультфильма, а громкие крики помогут ему прогнать свой страх. []!

Выше изложенные причины  и способы преодоления страха обсуждаем в дневное (светлое) время суток, когда ребенок в хорошем настроении (это важно), поговорите о его успехах в преодолении страхов, похвалите его, сообщите о его достижениях другим членам семьи. Покажите малышу, то гордитесь им, цените его усилия в стремлении преодолеть страх.

  1. — Ты молодец, вчера сам уснул в кроватке!
  2. -Ты уже стал совсем большим, не боишься  заходить в темную комнату!
  3. — Какой ты смелый, совсем не боишься
  4. И конечно же, любящие родители помогут ребенку побороть страх темноты!
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Внушение

Все проблемы человека из детства вытекают еще и потому, что в юном возрасте мы очень внушаемы. Однако именно в этот период родители считают, что должны нам передать часть своей мудрости. Многие внушают своим детям определенные идеи и мысли, которые считают правильными. В некоторых случаях это хорошо, но в идеале лучше отказаться от любых жестких убеждений и позволить своему ребенку самостоятельно исследовать мир.

При этом внушать ребенку те или иные ценности можно не только напрямую говоря об этом, но также показывая свой пример. Малыша могут с детства приучить ощущать чувство вины, быть закрытым по отношению к другим, проявлять враждебность и т. д. Все это очень коверкает для ребенка понимание таких категорий, как зло и добро, «хорошо» и «плохо». Став взрослым, он продолжает верить в том, о чем ему говорили родители, и не может отыскать реальность. Ему это сложно еще и потому, что у каждого человека свой внутренний мир, и у каждого свои ценности. В итоге такой человек просто теряется и замыкается в себе.

Те, кто настроены решительно, обращаются к психотерапевту или читают специальную литературу. Это положительно сказывается на их мировосприятии, позволяет взглянуть на себя со стороны и осознать многие пробелы и проблемы своих детских лет.

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

  • Дети.
  • Родители.
  • Педагоги.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

Структура работы

С родителями

Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

Важно сохранять самообладание в любой ситуации.