Идём в садик: что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада?

Два-три года – примерный возраст, когда малыш стремится многое делать все самостоятельно. Ребенок осознает себя отдельной личностью и хочет показать окружающим это. Он видит, что все одеваются самостоятельно, поэтому возникает вполне справедливый вопрос, почему ему не доверяют подобное действие.

Почему важно научить детей одеваться самим

Научившись самостоятельно одеваться, ребенок станет увереннее и дисциплинированнее, начнет развивать эстетический вкус. Он станет независимым от взрослого, научиться следить за внешним видом и опрятностью в одежде. Это особенно важно, когда он пойдет в гости и детский садик. Вряд ли окружающим понравится видеть неопрятного и неаккуратного ребенка.

Когда вы отдадите ребенка в детский сад, в первое время воспитатели еще будут помогать одеваться. Однако в дальнейшем он должен это делать сам. Самостоятельно одевать и снимать одежду, обувь, складывать вещи в шкафчик или вешать на стульчик.

Если вы станете постоянно одевать и обувать кроху, он быстро привыкнет к такому положению вещей. В скором времени ему станет лень делать это самому. Кроме того, появиться потребительское отношение к взрослым. Малыш станет ждать, что ему помогут и все сделают за него, даже если он сам умеет и справляется с задачами.

Почему важно научить детей одеваться самим

Если вы решите продолжать одевать ребенка сами, не избежать конфликтов. Вас ждет раздражительность, истерики и плач, капризы и крики, упрямство и так далее. И такие конфликты станут сопровождать семью каждый день. Такие детки вырастают крайне капризными и упрямыми, при этом неуверенными в себе. Они не могут позаботиться о себе, вырастают неопрятными и неаккуратными.

Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.

Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:

  • надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
  • надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
  • надеть обувь без шнурков и застежек;
  • снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
  • застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.

Уже к году малыши начинают самостоятельно раздеваться или других раздевать

К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:

  • надеть на себя футболку и свитер;
  • надеть рейтузы или брюки;
  • застегнуть кнопки на одежде;
  • раздеться самостоятельно.

Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Развитие ребенка по годам: что должен уметь ваш малыш в зависимости от возраста

Уже к трем годам ваш малыш должен уметь одеваться самостоятельно, или хотя бы с частичной помощью взрослых. К четырем годам он должен сам надевать не только свитер или водолазку, но и колготы, а также уличную обувь. Если в четыре года ваш абсолютно здоровый малыш всего вышеизложенного еще не умеет – постарайтесь научить его как можно быстрее.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года, если он не хочет

Когда вы предлагаете ребенку колготы – вы просто даете их ему в руки, развернув правильной стороной, и каждый раз поясняете, что две полоски должны находиться сзади. Если ребенок начинает возмущаться, кричать, хныкать или просить вас надеть колготы на него – вы каждый раз говорите ему:

Ты должен уметь надевать колготы самостоятельно, иначе другие детки в детском саду будут над тобой смеяться. Пожалуйста, попробуй еще раз.

Так же следует поступать и со свитерами, водолазками, футболками и майками. Постарайтесь, чтобы в первые годы жизни вещи ребенка были просты в ношении. Так, вместо ботинок со шнуровкой, лучше приобрести аналогичные, но застегивающиеся с помощью «липучек» или молнии. А вместо рубашки с пуговицами купите трикотажную футболку с длинными рукавами.

Главную проблему в одевании для вашего малыша составят:

  • Пуговица и пояс на брюках;
  • Молния на демисезонной или зимней куртке.

Мамам важно понимать этапы становления маленького человека

В первое время застегивать эти детали одежды придется вам, но уже к пяти годам ребенок сможет это делать самостоятельно. Более того, при правильном воспитании он будет пресекать все ваши попытки помочь ему одеться, говоря:

Развитие ребенка по годам: что должен уметь ваш малыш в зависимости от возраста

Мама, не надо, я сам!

Ребенок учится быть самостоятельным.

И пусть вас не огорчает отказ ребенка от помощи. Поскольку, приблизительно к пяти годам, у каждого малыша начинается «период отрицания». Пятилетний ребенок уже твердо стоит на ногах, а также бегает и прыгает. Он умеет:

  • Есть ложкой или вилкой;
  • Одеваться;
  • Включать телевизор или компьютер, а также находить в Интернете понравившиеся ему игры.

Пятилетний малыш также сам знакомится с другими детьми, выбирает себе друзей и дерется или мирится с ними во время ссоры. К этому моменту он уже имеет определенные предпочтения в еде.

Все вышеизложенное позволяет ребенку осознать, что он может уже свободно делать что-либо, а значит не обязан во всем слушаться взрослых. Своим поведением он как бы говорит окружающим:

Отойдите и не мешайте, я все могу сделать сам.

В период «отрицания» лучше всего просто говорить с ребенком, объясняя ему, как устроен мир, а также рассказывая, что стоит и чего не нужно делать в человеческом обществе. И именно в этот момент следует интенсивно формировать ценностную ориентацию вашего малыша. Помните, как у Владимира Маяковского: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при одевании

  1. Кроха не понимает последовательности при надевании одежды, он может надеть штанишки, забыв предварительно надеть трусики.
  2. Ребенок надевает парные вещи наоборот.
  3. Малыш испытывает трудности с определением лицевой стороны на предмете одежды, если он надел что-то неправильно, то приходится переодеваться.
  4. Кроха засовывает обе ножки в одну брючину.
  5. Испытывает трудности с застежками (молнии, пуговки, шнурки).
  6. Также малыши часто не понимают разницы между лицевой и изнаночной стороной.

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
  • Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
  • Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
  • Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
  • Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
  • Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Зачем учить ребенка одеваться?

Задача родителей состоит не только в том, чтобы воспитать духовную и нравственную личность, но и подсказать, как лучше малышу адаптироваться в обществе.

Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться. Это необходимый навык, который приобретают дети полностью лишь к 4 годам. Но на самом деле процесс обучения начинается гораздо раньше.

Если ваш малыш в 2 года начал переживать кризис самостоятельности, то ни в коем случае не стоит этому противиться. Взрослые люди должны помочь малышу, направив лично для себя кризис в положительную сторону. Это проявится в обучении малыша одеваться. Обучение должно проходить легко и незаметно в форме игры.

Зачем учить ребенка одеваться?

Мамам стоит не мешать своему малышу, а всячески его подбадривать. Как правило, родители во время одевания сильно нервничают, поскольку ребенок естественно делает все слишком долго.

Если вы опаздывайте, то заранее рассчитывайте время, чтобы дочь или сын самостоятельно смогли одеться. Обязательно ласково скажите, что если вашему малышу нужна помощь, то он всегда может её попросить. Родители в этот момент могут рассказывать где лицевая и изнаночная сторона, перед и зад. Хвалите каждый раз своего ребенка за то, какой он взрослый и самостоятельно сумел одеться.

Таким образом, дав свободу юному человеку, можно справиться одновременно с кризисом, избавиться от истерик. В юном возрасте удастся уже начать приучать к самостоятельности.

Как перестать кормить ребенка с ложки

Отказаться от кормления с ложечки можно и постепенно, через игру. (Да-да, тот самый принцип постепенности!) Попробуйте договориться с ребенком: «Давай по очереди. Одна ложка — я тебя кормлю, вторая — ты сам ешь, потом снова я и снова ты».

Или так: «Хорошо, я тебя покормлю, но только после того, как ты ровно пять ложек съешь сам». (Ребенок сам ест и сам считает — реализация принципа самоконтроля. Если считать он пока не умеет, будет слушать, как это делает мама, тоже полезно.) «Давай, ты ешь, а я буду считать громко и торжественно». (Словосочетание «громко и торжественно» почему-то служит для детей веским аргументом.)

В период, когда я работала в детском саду, в подобные игры приходилось играть только с недавно пришедшими детьми, то есть с теми, кто еще адаптируется, чье эмоциональное состояние нестабильно. По отношению к ним больше уступок. Но если адаптация прошла успешно, ребенок хорошо себя чувствует в новой обстановке и не плачет, капризы из серии «покорми меня» мягко игнорировались.

«Покорми меня!» — требовал Виталик. И если в первую неделю (неделю адаптации к детскому саду) я его кормила, то начиная со второй недели я специально создавала ситуацию, при которой малыш был вынужден есть сам. «Виталик, подожди, мне надо всем компот налить». А потом: «Подожди, я схожу в спальню, в спальне нужно проветрить перед сном». И Виталик ждал… Какое-то время… Но голод не тетка, поэтому мальчик брал ложку и начинал есть.