Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов

Как научить ребенка читать — вопрос, который волнует многих родителей.

А готов ли ребенок к чтению?

Учить малыша читать нужно тогда, когда он к этому будет готов. Тогда вся информация будет восприниматься им легко, правильно и быстро. Использовать для этого можно разные методики. Так, научить чтению можно с помощью методов Тюленева или Домана, кубиков Зайцева или букв Марии Монтессори. Эти методики и приспособления помогут обучить малыша основам чтения в домашних условиях. Кроме того, взрослые могут записать ребенка в специальный кружок, где дошкольником будут заниматься опытные преподаватели, и ребенок с ними быстро научится читать, правильно выговаривая буквы и не путая слог. Но как понять, что кроха готов к обучению? Ведь заставить обучаться насильно его не получится – так мы рискуем навсегда отбить желание учить домашние задания. 

Ребенок готов освоить чтение, если он:

  • свободно разговаривает;
  • умеет быстро и правильно составлять предложения;
  • знает и понимает значения простых слов;
  • не имеет проблем с произношением;
  • имеет хороший слух;
  • знает базовые направления (вверх, вниз, влево, вправо);
  • легко определяет, где в слове находится звук – вначале, в середине или в конце.

Педагоги и психологи советуют родителям следующее: чтобы научить ребенка хорошо читать, начинать занятия лучше с возраста в 5 лет. Ребенок в 5 лет прекрасно усваивает знаковые системы, хорошо улавливает и запоминает новую информацию и успешно использует ее в дальнейшем. Но обучить дошкольника чтению можно и в более раннем возрасте, если у него есть к этому способность.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

Читайте также:  Бизнес идея: как открыть магазин детской одежды или игрушек

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Когда пора учить ребенка читать: памятка родителям

Готовность

Родителям следует уделить пристальное внимание на множество факторов, говорящих о готовности дитя к обучению чтению.

Среди них выделяют следующие:

  • У ребенка нет дефектов речи, то есть все в порядке с произношением.
  • У дошкольника не обнаружены проблемы со слухом, что может повлиять на правильное произношение даже самых базовых слов.
  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом и может легко сформулировать предложения.
  • Развитие фонематики. Дошкольник четко различает все слова, звуки и буквы может четко воспроизвести услышанное.
  • Адекватная ориентация в пространстве. То есть, дитя хорошо знает, где право и лево, верх и низ. Такие навыки помогут легко ему ориентироваться в книге.

Внимательные родители сами заметят готовность ребенка к обучению чтению. Такая готовность может выражаться в том, что все вывески на улице, объявления в транспорте и других местах ребенок начнет складывать по буквам, а чуть позже и вовсе соберет самостоятельно в слово. Будьте готовы, что кроха может делать много ошибок в словах, но это не значит, что он не старается, а наоборот его мозг готов к обучению новому навыку.

Возраст

Некоторые родители следуют стереотипам, а некоторые гонятся за результатами других детей и пытаются научить читать ребенка в еще совсем маленьком возрасте, к примеру 2 года.

Важное правило – ребенок должен быть готов!

  • К 2-3 годам крохе может быть вообще неинтересно подолгу заглядывать в книгу, не то чтобы читать.
  • Обычно детки способны к чтению, не ранее 5-6 лет.

Подготовка к чтению

Перед школой ребёнок должен уже должен знать буквы и слоги, чтобы малыш не отставал от программы и вовремя усваивал материал. Если чадо ходит в детский садик, родители все равно должны уделять время для обучения или повторения.

Этапы подготовки:

  • Выберите методику обучения, они описаны ниже.
  • Читайте малышу, ведя пальчиком там, где читаете – это помогает развивать зрительную память.
  • Читайте всей семьёй, чтобы малыш брал пример.
  • Читайте ребёнку детские книги с яркими картинками. Это помогает ребенку представлять и понимать сказки, а также вызывает приятные эмоции при чтении книг.
  • Не заставляйте малыша читать. Если он не желает слушать чтение или учиться, не нужно на этом настаивать – это может вызвать у ребёнка обиду или недовольство.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Двигаемся дальше: развиваем навыки, необходимые дошкольнику

Не торопите малыша усвоить чтение как таковое, он должен понимать, зачем ему это необходимо и действительно захотеть научиться. Помните, что дошкольник не обязан уметь бегло читать до первого класса, но он должен обладать определенными умениями, о которых мы поговорим ниже.

Вначале нужно объяснить, что у книги есть начало и конец и что история развивается от страницы к странице. Дальше необходимо рассказать, что слова на странице читаются слева направо и внутри слов есть буквы, которые нужно выучить, чтобы уметь воспроизводить и понимать написанное на бумаге.

Конечно, вам не придется пошагово объяснять каждый из этих пунктов, если вы учтете следующие моменты:

  • Держите книги на виду, когда читаете. Водите пальцем по словам и по строкам. Смотрите на картинки и рассказывайте, что на них изображено, когда читаете соответствующие фрагменты текста. И во время, и после прочтения, спрашивайте и рассказывайте о том, какие чувства вызывают события истории.
  • Ищите книги с яркими забавными иллюстрациями и понятным несложным текстом. Рифмованные произведения особенно хороши: они помогают усваивать ритм и структуру предложений и обостряют навыки прослушивания, все это будет в ближайшее время нужно при обучении. Стихи также поощряют логическое мышление — ключевой навык до чтения. Попытайтесь остановиться, прежде чем закончить стишок, чтобы дать возможность малышу догадаться, о чем идет речь.

За какое время можно научить ребенка читать?

В самом вопросе уже кроется основная проблема. Не существует нормативов говорящих нам, что научить ребенка читать нужно строго за определённое количество часов. Обучение чтению — это не соревнование, это только подготовка. Подготовка может длиться от недели до года. Всё зависит от стартовых условий и сосредоточенности спортсмена, то есть вашего юного читателя.

За какое время можно научить ребенка читать?

Любые попытки искусственно сократить период обучения чтению обязательно вылезут боком через какой-то промежуток времени и в лучшем случае вы получите ошибки, которые придётся переделывать. В худшем случае ваш темп или ваша одержимость, во что бы то ни стало научить ребёнка читать по ускоренной методике, надолго отобьет ему всё желание к познанию шедевров мировой и отечественной литературы. Гораздо важнее не то, за какое время он научится чтению, а то с каким настроением он пройдет этот этап. Ваша задача, как помощника и наставника в этом процессе, сделать всё для того, чтобы бы процедура обучению была похожа на увлекательное путешествие. Вспомните как вы последний раз ездили куда-нибудь отдыхать. Разве вам хотелось чтобы это время побыстрее закончилось и вы уже поскорей ответили себе на вопрос: как быстро я смог отдохнуть? Точно также и с процедурой обучения чтению маленького ребенка.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Букварь Александры Воскресенской (1945)

Букварь Воскресенской А.И. выдержал 20 переизданий и использовался в школах до середины 60-х гг.

Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель РСФСР

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Опытная учительница и видный ученый-методист А.И. Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с С.П. Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В.П. Вахтерова и В.А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г

Читайте также:  9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

О продуктивности подхода методиста говорит уже тот факт, что в букваре А.И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей.

Букварь И.Ф. Свадковского (1953)

Букварь Академии педагогических наук РСФСР (1953 год), который разрабатывался в течение шести лет (1947-1952 гг.) под общим руководством И.Ф. Свадковского. Базой для этого букваря стала методическая система обучения грамоте С.П. Редозубова.

Свадковский Иван Фомич (1895—1977) — видный советский учёный-педагог, академик АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

В результате проведенного исследования на тему «Научные основы обучения грамоте» коллективом ученых, методистов, учителей-экспериментаторов были составлены «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника. В целом они сводились к следующим основным положениям:

1) порядок расположения звуков и слогов должен согласовываться с данными фонетики;

2) звуки и слоги разных типов должны даваться детям в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения;

3) звуки должны изучаться путем их сопоставления;

4) последовательно должны идти два процесса – звуковой анализ и синтез звуковых элементов;

5) приемы анализа и синтеза должны соответствовать особенностям изучаемых звуков и слогов, варьироваться в зависимости от этих особенностей;

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

6) чтение и письмо идут параллельно и одновременно, опираясь на одни и те же приемы анализа и синтеза;

7) вся система обучения предполагает широкое привлечение средств наглядности и опирается на развитие речи и мышления учащихся.

В основу букваря И.Ф. Свадковского легли самые передовые достижения педагогической науки того времени.

Конструирование предложений

Еще один интересный метод, как научить ребенка читать. Из кубиков можно выкладывать предложения для отработки умения конструировать предложения по схемам. Дети видят каждое слово и соотносят его с прямоугольником в схеме.

Кроме слоговой таблицы и кубиков, неоценимой помощью в работе являются и слоговые картинки “Кто вокруг живет?”, “Что вокруг растет?”.

Картинки с надписями слов, разбитых на слоги с верхней стороны и без картинки с обратной. Ударный слог выделен другим цветом. Опыт показал, что дети быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, проводить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в озвучивании слова без обычных для начального чтения запинок.

Такой подход — научить ребенка читать — не соответствует делению слов на слоги. Составные картинки используются для чтения слов. При объяснении темы “Деление слов на слоги” используется прием “рука под подбородком”. Второй эффективный способ определения количества слогов, сколько гласных, столько и слогов.

Поскольку каждое занятие обучения грамотности начинается с пения таблицы, дети точно знают гласные буквы.

Исходя из опыта работы, чтобы быстро научить ребенка читать, педагог включает в занятие слоговые картинки Зайцева. Он по очереди показывает картинки с надписями ЛИПА, СОСНА, ЕЛЬ, ЗАЯЦ, ОЛЕНЬ, ЛИСА. Дети прочитывают сначала сторону с картинкой, а потом сторону без картинки.

Особенности методики Н. Жуковой

Многие поколения детей обучались чтению по букварю. Занятия по книге требуют усидчивости. Среди множества авторских азбук учителя и родители выделяют букварь Н. Жуковой. Но как научить ребенка читать в таком случае?

Поэтому доходчиво объясняет, как прочитать «ба-ба», превращая отдельные звуки в слоги, а не протягивая буквы: «бэ – а – бэ – а». Сначала изучают гласные А, У, О. Потом из них создают сочетания: АУ, УО, УА, ОУ, АО, ОА.

Напевая эти сочетания и пальчиком соединяя буквы, дети учатся сливать гласные. Затем приступают к изучению согласных. От простых слогов переходят к более сложным. На занятиях можно использовать магнитную азбуку Н. Жуковой.