Как ментальные особенности родителей влияют на детей

Почему он плачет? Может, он просто капризничает? Может, манипулирует? А вдруг мы его разбалуем? — Эти вопросы не дают покоя мамам и папам.

Особенности психологического развития детей

В процессе развития ребенок познает различные виды деятельности: игровую, учебную, спортивную, трудовую и так далее. На каждом возрастном этапе доминирует тот или иной ее вид. Как известно, ребенок появляется на свет не с готовыми психическими процессами, они формируются по мере его взросления. Совершенствуется память, внимание, воображение, мышление, воля, речь, эмоциональная сфера и так далее. Со временем психические процессы приобретают произвольный характер.

Критерии оценки психического развития ребенка

Долгое время детские неврологи не могли сформулировать четкие параметры, которые бы стали основой для косвенной диагностики развития головного мозга. Но все-таки общие знаменатели были найдены, и теперь, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), существуют параметры, состояние которых нужно проверять ежемесячно. Ими являются:

  • крупная и мелкая моторика;
  • развитие речи;
  • аффективный (эмоциональный) статус.

Расскажем подробнее о каждом из них:

  1. Крупная моторика — это умение малыша держать головку, сидеть, переворачиваться, ходить. Её адекватное развитие говорит нам о хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
  2. Мелкая моторика – примерами развития по этому критерию являются координация взгляда и рук, хватание предмета, его удерживание. Раннее достижение стандартных этапов говорит о том, что велика вероятность того, что у вашего ребенка будут «золотые руки».
  3. Развитие речи – включает понимание и последующие попытки воспроизведение «разговора». Если малыш отстает по этому параметру, врачи рекомендуют обратить внимание на его слух или зрение — нет ли патологии на этом уровне.
  4. Аффективный статус – относится к взаимодействию ребенка и окружающих людей, умение улыбаться, довольно «кряхтеть». Торможение по этому критерию может также говорить о проблемах со зрением, слухом, о запаздывании эмоционального и/или интеллектуального развития.

Психология воспитания детей до года

Начать нужно с того, что научные статьи про воспитание малышей, касающиеся того, как быть с капризами крохи, зачастую противоречат друг другу, так как однозначного ответа о том, как себя вести родителям в таких непростых ситуациях, у психологов нет. Возможно, правильным будет следовать своей интуиции, исследуя параллельно современные тенденции в воспитании.

Если ребенок плачет

Чаще всего споры вызывает именно реакция родителей на то, когда ребенок плачет. Ни в научной литературе, ни в советах родных нет единого мнения по поводу того нужно сразу реагировать на крик малыша или же не стоит поддаваться его капризам, если он недавно кушал и его памперс сухой.

Существуют два подхода по воспитанию детей, среди которых:

  • Традиционный. Согласно этому подходу нужно сразу приучать малыша ко сну отдельно от родителей и от частых пробуждений ночью. Если ребенок сыт и ему недавно меняли памперс, но при этом плачет, значит это не более, чем обычный каприз, от которого малыша нужно отучать. По истечению некоторого времени ребенок поймет, что его крики не приносят желанного и в дальнейшем он будет себя вести спокойнее.
  • Детоцентристский подход. Сторонники теории, которых называют «естественники», уверены, что для того, чтобы у малыша была здоровая психика, нужно делать все возможное, чтобы удовлетворить каприз ребенка. Плакать кроха в одиночестве не должен, мама и папа должны разобраться в его реакции на происходящее. Если родители не нашли физиологических причин недовольства малыша, значит все дело в дискомфорте, который переживает кроха. Так, малыш после рождения нуждается в тесном контакте с матерью. Только с года он начинает привыкать к обособленному существованию. Согласно детоцентристского подхода малыша по требованию нужно брать на руки, ему нужно обеспечивать совместный сон и нужно давать ему сосать грудь столько, сколько этого ему требуется.

Как воспитать в крохе самостоятельность

Традиционалисты уверены – если идти на поводу у капризов малыша, он вырастет инфантильным и бесхарактерным человеком. Потому нужно воспитывать кроху так, чтобы при необходимости он смог и сам развлечь себя, и сам заснуть.

Психология воспитания детей до года

Согласно учению традиционной психологии у ребенка до года должна быть своя кроватка или спальня, прогулки должны быть исключительно в коляске, а не на руках у матери. Сосать грудь мамы младенец должен не по требованию, а по режиму, а для того, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс, нужно приобрести ему соску.

Последователи детоцентристского подхода считают абсолютно нормальным, что мама может рано выйти из декрета, обратившись за помощью к няне. Еще одним условием воспитания детей по этой теории является то, что родители ездят на отдых без детей, иначе ребенок будет очень к ним привязан и не сможет стать самостоятельным.

Читайте также:  Удаление пупочной грыжи у собак

«Естественники» считают, что кроха нуждается в опеке и ласке, что ему нужна родительская любовь и опека, чтобы после насытившись ею, он с уверенностью шагнул в мир взрослых и занял в нем свое место.

Последователи детоцентристского подхода разрешают своим детям спать с ними, потому что так они спят крепче, мать дает грудь по требованию, не соблюдая режима, при этом неважно ни место, ни время грудного вскармливания. Также мамочками активно используется слинг, который позволяет маме всегда оставаться рядом со своим чадом.

Абсолютно нормальным сторонники движения считают то, что малыш всегда находится при своих родителях и к бабушке его отправляют только тогда, когда он сам этого хочет. Согласно детоцентристскому подходу дети, которые лишены родительской ласки в раннем возрасте, обязательно будут пытаться компенсировать недостаток любви и внимания, когда станут уже взрослыми.

Воспитание маленьких детей остается спорным вопросом, потому родители выбирают тот способ взращивания грудничков, который им кажется наиболее подходящим.

Принимая решение как воспитывать свое чадо, мамам и папам следует взять на заметку – если ваш кроха улыбается и выглядит счастливым, ему не грозят никакие психологические проблемы в дальнейшем, даже если соседка снизу или заботливая бабушка считает ваши методы воспитания неправильными.

Акселерация и дефицит самостоятельности

Следует отметить еще один парадоксе современного детства. Он заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию и к учебным навыкам малышей сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Безопасность превратилась в основную ценность воспитания и образования. Взрослые делают все возможное, чтобы оградить детей от каких-либо рисков, усилий и самостоятельных действий.

Игрушки полностью содержат в себе все необходимое для их использования, не оставляя никакой возможности придумывать что-то свое при манипуляциях с ними. В магазинах преобладают куклы-роботы, с которыми не нужно играть, а нужно наблюдать, как они поют, прыгают, дают команды и пр. Сейчас некоторые куклы даже меняют выражение лица (улыбаются, хмурятся, зевают и пр.) Игра с ними не требует никакого воображения и деятельности, она сводится к наблюдению за возможностями технически оснащенных игрушек. Книжки-плееры сами воспроизводят текст – их уже не нужно читать, а нужно слушать музыку и текст, который произносится хорошо поставленным, но чужим для ребенка голосом. Даже мыльные пузыри вылетают посредством нажатия на кнопку (напрягаться, чтобы дуть уже не нужно). Примеров такого облегчения детской жизни можно привести множество. Все делается для того, чтобы упростить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей. В результате ребенку просто негде проявить инициативу и самостоятельность – все готово к потреблению и использованию. У детей просто не остается пространства для проявления своей инициативы и самостоятельности, в широком смысле, для самореализации.

Совершенно невозможным стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12–13 лет). Практически ушли из жизни детские дворовые игры и разновозрастные детские сообщества, которые были важной школой социализации.

Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формирует установку на потребление. Игрушки все чаще рассматриваются как товар, который взрослые будут приобретать для детей. Наши исследования показали, что в детской комнате современного городского дошкольника находится более 500 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком (Соколова, 2012). Игрушки становятся просто предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей.

Установка на потребление активно формируется и усиливается современными СМИ и видеопродукцией.

Доминирующим занятием дошкольников в свободное время стал просмотр мультфильмов, возрастная адресация и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Наше исследование показало, что при восприятии мультфильмов, не соответствующих возрастным особенностям, дети не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно. При этом они охотно смотрят малопонятные и малоосмысленные для них приключения. Можно предположить, что сильная сенсорная стимуляция (быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров) подавляет волю и активность ребенка, как бы гипнотизируют его, блокируют его собственную активность (Смирнова и др., 2014).

Но, наверное, самой серьезной проблемой современного детства стали компьютерные игры и прочие «экранные развлечения».

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Читайте также:  Вопросы и ответы по первому скринингу

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;
  • подходят ли правила, заложенные в конкретной методике лично вам и вашему малышу.

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

Стигма и отказ лечиться

Родных Саши и Кристины (имена изменены. — Прим. ТД) объединяет отрицание своих диагнозов и отказ начать полноценное лечение. Симптомы расстройства замечают только тогда, когда им становится хуже (во время депрессивных эпизодов), но с семьей свои внутренние проблемы не обсуждают. Почему это их так пугает, тоже прямо не говорят.

У отца Кристины биполярное аффективное расстройство (БАР). О нем девушка узнала во время учебы в университете. Тогда в их семье был сложный период: проблемы с деньгами и работой, стоял вопрос о переезде. Именно отец обеспечивал семью и винил себя в произошедшем. В какой-то момент он не выдержал, пытался покончить с собой. Родные увидели на его шее следы от веревки. Посоветовавшись, решили отправить его в военный санаторий, там и поставили диагноз.

«У меня как будто мир рухнул. Папа хоть и пугал [своим поведением], но казался каменной стеной. [Осознание того], что он сдался, хотел просто умереть и нас так оставить, очень на меня повлияло. У меня начался один из первых серьезных эпизодов депрессии», — сообщила Кристина. Впоследствии отец рассказывал и о других попытках суицида, однако не связывал их со своим заболеванием.

Стигма и отказ лечиться

После санатория он какое-то время принимал лекарства, видя, что от них становилось лучше. Когда депрессивный эпизод сменился манией, отец стал убеждать членов семьи в том, что всех обманул и на самом деле нет у него никакого диагноза. Другим людям о госпитализации не говорили: отец боялся, что это может помешать его работе.

Думая о своем детстве, Кристина не может вспомнить проявлений диагноза отца. Тогда она не обдумывала такие вещи и отмечала лишь его вспыльчивость и импульсивность поступков. Девочка не понимала, чем занимается ее отец, кем работает, — тот же называл себя бандитом, мафиози. Однажды замахнулся на маленькую Кристину, когда та ответила на телефонный звонок и сказала, что папа дома. Говорить об этом не стоило.

Сейчас у Кристины и ее отца натянутые отношения. Особенно тяжело общаться с ним во время депрессивных эпизодов. Вместо поддержки и опоры он вызывает ощущение, что осталось только его потерять, и будет совсем плохо. Это ухудшает психологическое состояние Кристины, у которой несколько лет назад диагностировали шизотипическое расстройство личности. Отцу о своем заболевании она не говорит.

Ментальное заболевание есть и у Саши. У нее пограничное расстройство личности, и вместе с мамой она ходит к одной и той же психиаторке. Однако мама свой диагноз скрывает. Она то начинает принимать антидепрессанты, то бросает. Другие члены семьи об этом знают, но тему ментального здоровья не поднимают. Саша связывает поведение мамы с идеей о том, что нужно справляться без таблеток.

«Она все еще достаточно психофобный человек. Для нее морально тяжело, что нужно принимать медикаментозную помощь, ходить к терапевткам и о чем-то личном с ними разговаривать. Также она поняла, что проблема не только во мне, но и в ней. Когда я в терапии достаточно проработалась и начала давать ей обратную связь по поводу каких-то конфликтов, она стала задумываться о причинах произошедшего», — рассказала Саша.

Стигма и отказ лечиться

Поскольку конкретного диагноза мамы она не знает, то может лишь догадываться о его проявлениях. Например, когда Саше было семь лет, у мамы длительное время было подавленное настроение. Она не радовалась оценкам своего ребенка, сделанным поделкам, у нее постоянно не было сил. В худшем случае Сашины поступки вызывали раздражение, что выливалось в чувство вины.

Проблемы с самооценкой и пониманием собственного «я» Саша связывает именно с расстройством матери. Несмотря на медикаментозное лечение и психотерапию, остается довольно серьезная эмоциональная нестабильность, сохраняется страх конфликтов. «Если кто-то проявляет агрессию, мне становится очень тяжело, практически невыносимо с этой эмоцией. Фактически я наследую [то же, что есть у мамы]», — заключила Саша.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Читайте также:  В чем польза рисования для ребенка: топ-4 причины рисовать

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.

Методики воспитания детей
  • Система Монтессори подходит к воспитанию ребенка, исходя из его интересов. Что интересно малышу, тому он быстрее научится. Родители должны быть в роли помощников.
  • Музыкальное воспитание Сузуки. Японский педагог и музыкант считает, что в каждом малыше заложены музыкальные способности. Если родители будут с рождения включать классическую музыку, в дальнейшем посещать филармонии, то в будущем он может вырасти музыкантом, если нет, то гармонично развитой личностью.
  • Воспитание по Глену Доману. Ученый пришел к выводу, что малыша можно обучать с грудничкового возраста. Он способен научиться читать и считать. Для этого необходимо изо дня в день показывать ему изображения со словами, цифрами, растениями, животными, людей, проговаривая, что на них запечатлено. Многие дети, обучавшиеся по этой методике, в последствии стали лауреатами Нобелевской премии.

  • Методика Масару Ибуки основывается на принципах развития до 3-х летнего возраста. Он считает, что в раннем возрасте у деток есть безграничные способности. Главное, обеспечить их развивающей средой и доступной информацией.

Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Нервно – психические особенности

Справка! За первый год своей жизни ребенок приобретает множество навыков и умений. Он начинает физически отделяться от мамы, уже не стремится постоянно быть на руках.

Поведение малыша постепенно меняется, начинает проявляться его характер.

В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.

Нервно – психические особенности

Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.

Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.

Обратите внимание! Родителям стоит помнить, что этот период является лишь временным явлением. Необходимо проявить сдержанность и терпение и помнить, что подходить к малышу со взрослыми мерками не имеет смысла.