Как научить маленького ребенка одеваться самостоятельно

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Игровая деятельность стимулирует желание вырабатывать новые навыки, а также помогает совершенствоваться. В магазинах продаются шнуровки – развивающие игрушки, которые научат малыша управляться со шнурками.

Детям нравятся ролевые игры. Девочки с удовольствием играют роль мам для своих кукол. Хорошо, когда у куклы есть много нарядов; можно потренироваться, как правильно одевать вещи.

Малыши 2-3 лет приходят в восторг от развивающих ковриков. Можно самостоятельно сшить оригинальный коврик с кармашками, часть из которых завязывается на завязки, а другая часть застегивается на яркие пуговицы. Управляясь с завязками и застежками, дети будут развивать мелкую моторику рук, что поможет им легко научиться одеваться самостоятельно.

Если в семье не один, а два ребенка с маленьким разрывом в возрасте, можно устроить соревнования под названием “Кто оденется быстрее?” Малыши не захотят отставать друг от друга и будут стараться изо всех сил, чтобы стать первым.

Навык формируется постепенно. Родителям нужно проявлять терпение и внимание. Еще одно качество – твердость, оно помогает достигать цели. Если было принято решение научить малыша одеваться, значит нужно его придерживаться. Если ребенок не хочет одеваться, он может настойчиво упрашивать, чтобы родители одели его сами. Жалобный взгляд способен растопить сердце, но как только взрослые пойдут на поводу эмоций, малыш поймет, что он может ими манипулировать. Лучше не допускать этого, а если ребенок притворяется беспомощным, то оказать ему частичное содействие. Так родители покажут, что ожидают от малыша действий, и ему придется дальше справляться самостоятельно.

Ребенок и вещи: учим ценить свое и чужое

Воспитание бережливости – непрерывный процесс, происходящий на протяжении дошкольного и школьного возраста ребенка. Чтобы дети учились ценить собственные и чужие вещи, родителям стоит запомнить несколько важных правил:

1. Показывать собственный пример. Вспомните, как берегли вещи наши бабушки – ничего не выкидывалось; все, что можно, чинилось и зашивалось; особо памятные предметы хранились десятилетиями. В современном ритме жизни такой подход кажется архаичным. Но дети быстро усваивают отношение родителей к вещам — если любая порванная или сломанная вещь сразу отправляется в мусорное ведро и взрослые просто покупают вместо нее новую, ребенок будет вести себя аналогичным образом. Для малыша нет разницы между копеечной книжкой и дорогим телефоном – он будет уверен, что любой вещи легко найдется замена в ближайшем магазине. Поэтому важно, чтобы родители демонстрировали наглядный пример бережливости.

2. Сохранять игрушки малыша. Не нужно тут же покупать новую игрушку, если сломалась старая машинка или порвалось кукольное платье. Попробуйте вместе с ребенком починить автомобиль или зашить одежду. Так он учится заботиться о своем имуществе. Такой подход полезен и для эмоционального развития – ребенок привыкает к старым игрушкам, они становятся для него не просто вещами, а частью родного дома. Постоянно выкидывая старые игрушки, заменяя их новыми, родители рискуют вырастить человека, у которого в будущем будут трудности с формированием серьезных, глубоких отношений с другими людьми.

3. Объяснять правила пользования вещами. Малышу нужно с детства рассказывать, что, если вещь кидать – она сломается, если книжку рвать – потом ее уже не почитаешь и т.д. Дети запоминают правила с помощью их ежедневного повторения: куклу или машинку мы аккуратно кладем на полку, вещи складываем в шкаф, а вот мячиком можно и покидаться. Знакомя ребенка с новой игрушкой, нужно научить его пользоваться ей и рассказать, какая она хорошая, как ей интересно играть.

4. Всегда выяснять причину поведения ребенка. Не стоит сразу наказывать за порчу вещей, сначала нужно разобраться в ситуации. Часто дети ломают вещи из-за внутренней агрессии, вызванной внешними причинами. Такая реакция чаще возникает на кардинальную перемену в жизни (развод родителей, переезд, привыкание к детскому саду), но может появляться и без очевидной для взрослых причины. Иногда дети портят вещи с целью привлечь к себе внимание, когда чувствуют себя одинокими. В этих случаях нельзя ругать малыша, необходимо понять мотивы его поступков и решить возникшую проблему.

5. Рассказывать историю вещей. Малыш с раннего возраста должен понимать, что предметы появляются в результате труда других людей – одежда шьется, мебель делается в столярной мастерской и т.д. Стоит рассказать ему о процессе изготовления различных вещей, организовать самостоятельное изготовление какого-либо предмета (сшить одежду для куклы, сделать самодельный блокнотик или елочную игрушку). Тогда ребенок будет понимать, что в каждую вещь вложены время, силы, частичка чьей-то души.

Читайте также:  Колики у младенца. Почему ребенок плачет?

6. Приучать к организованности. Важная часть бережного отношения к вещам – их правильное хранение и использование. Ребенка нужно учить убирать за собой игрушки, правильно складывать одежду, внимательно подходить к организации места для игры или учебы. Дети должны понимать свою ответственность за состояние собственных вещей, уметь ухаживать за ними.

7. Использовать тематические игры или сказки. Дети хорошо учатся на примере сказочных героев. Родители могут найти или придумать сказки либо сюжетные игры, в которых демонстрируется бережное отношение к вещам. Или, наоборот, показывается, что случится, если вещи не беречь.

Бережливость – это не проявление скупости и не атрибут бедности. Она необходима для формирования адекватных потребностей, ведь если ребенок получает всего сверх меры, он не будет ценить то, что имеет, а также постоянно будет нуждаться в новом и необычном.

Как сделать процесс обучения эффективнее

На то, чтобы ребенок успел одеться утром самостоятельно, ему нужно не меньше получаса, потому вставать по утрам необходимо раньше.

Сперва следует объяснить малышу, где находится спина, а где перед, особенное внимание следует уделить шнуркам, пуговицам и заклепкам. Лучше всего если будет подобрана одежда с большим рисунком впереди, чтобы кроха быстрее смог сориентироваться. Усвоить так много информации ребенку будет непросто, потому мамам следует готовиться к тому, что повторять как правильно надевать одежду, нужно будет по нескольку раз. К обуви со шнурками следует перейти сразу же после того, как ребенок осилит обувь с липучками.

Взрослым кажется, что надевать свитер просто, однако для малыша это тяжелая задача, потому если он просит о помощи, ему нужно обязательно помочь. Также следует давать ребенку только ту одежду, которую он сможет надеть самостоятельно.

Правила обучения ребенка навыку самостоятельного одевания.

1. Забыть о том, что для родителей ребенок всегда остается маленьким. Учить его одеваться самому еще до поступления в детский сад.

2. Если ребенок сам хочет попробовать надеть какую-нибудь вещь или просто интересуется ей, ни в коем случае нельзя ему отказывать.

3. Важно чтобы одежда для малыша была легкой и удобной в обращении. Слишком тугую одежду или вещи с множеством молний и других застежек надеть достаточно сложно, поэтому попробовав пару раз и, не добившись успеха, ребенок только разочаруется и желание одеваться самому испарится.

4. Нельзя требовать от ребенка правильности и идеального результата в первые же его попытки одеться самому. Если у малыша что-то не получается, то лучше помочь ему, похвалить и дать надежду, что в следующий раз он со всем справится.

   Главная задача родителей в этой ситуации вызвать у ребенка желание быть самостоятельным и не отбить его в дальнейшем. Если действовать мягче и использовать индивидуальные приемы, ребенок обязательно научится всему, что должен уметь человек в определенном возрасте. В таком случае одеваться самому малышу будет только в удовольствие.

Как научить своего ребенка одеваться самостоятельно – советы родителям

Годовалые малыши, научившись ходить, начинают подражать взрослым – например, пытаются сами одеваться, надев колготки на голову или варежки на ноги.

Все это выглядит очень забавно, но только пытаешься начать учить ребенка, как правильно одеться, как встречается много трудностей.

Оказывается, малышу трудно запомнить последовательность, лево и право, а непослушные пальчики не могут застегнуть пуговки.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Есть проверенные способы и советы для родителей.

Зачем и когда учить самостоятельности

Некоторые родители начинают учить чему-то ребенка только потому, что «так надо в этом возрасте». Тут уже даже не важно, откуда такая информация.

  • Однако, если обучать новому навыку слишком рано, ребенку будет тяжело его освоить, он будет испытывать дискомфорт, вы – нервничать и переживать;
  • Если же затянуть с освоением умения, то ребенок просто привыкнет, что это и так делают за него – зачем самому-то учиться? И будет упрямиться нарочно, даже делать вид, что не получается.

Поэтому для каждого навыка – свое время, однако стоит учитывать характер ребенка и его индивидуальные особенности. Ведь и подход тогда должен быть разным даже к двум братьям или сестрам.

Знайте! Одевание или другие самостоятельные действия приучают ребенка к независимости. Ведь, как мы радуемся и хвалим малыша, когда у него что-то получилось!

Такие дети верят в свои силы, им проще обучаться новому, да и потом эта уверенность и самостоятельность переходят во взрослую жизнь.

Мы же хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми людьми?

Конечно, хотим, а значит – должны иногда давать им свободу действий, не делая все за них.

Задача родителей в том, чтобы понять, как научить ребенка одеваться, при этом не ругая, не критикуя, помогая только тогда, когда это необходимо, но мягко и ненавязчиво.

А поэтому начинайте учить в любой удобный момент, когда вы никуда не торопитесь.

  1. Запаситесь терпением – всегда сложно учиться новому, вспомните себя, когда вы в последний раз чему-то обучались и долго не получалось;
  2. Даже взрослый не все понимает с первого раза, поэтому не надо спрашивать слишком много с ребенка.
Читайте также:  Как оформить патронаж или полное опекунство над стариком

В каком возрасте обучение будет эффективным? В 2-3 года.

Обычно перед садиком родители стремятся дать малышу необходимые для самообслуживания навыки. Начните с одевания простых вещей, когда увидите, что ребенок сам проявляет к этому интерес.

Как научить своего ребенка одеваться самостоятельно – советы родителям

Это может быть и в 1,5 годика.

Пытается одеться – не мешайте, можете иногда давать небольшие подсказки, а помогайте, только если попросит.

Важно! Пусть в первый раз наденет майку навыворот или ботинки на разные ноги – не критикуйте. Главное – справился сам! В другой раз обратите внимание не только на то, как надеть, но и как это сделать правильно.

Что еще важно успеть сделать перед детским садом и как правильно подготовить малыша к нему, смотрите в интернет-курсе Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

Важные правила для мамы

Вспомните себя, когда вас чему-либо учили.

  • Неприятно, когда относятся, как к медлительному и глупому существу, которое ни на что неспособно;
  • Обидно, когда стараешься, а тебя ругают;
  • Еще обиднее, когда получается, но не хвалят!

Старайтесь не допускать таких ошибок.

Еще поймите такую вещь, что мало научить, надо еще и следить каждый раз за выполнением:

  1. Сказали одеваться – наблюдайте, как ребенок это делает, чтобы увидеть возможные ошибки, подсказать, в случае необходимости, помочь;

Бывают кофты с тугой горловиной, штанишки, у которых не понять, где перед. Малышу не справиться с этими задачами самому, он только расстроится.

  1. Придумывайте разные игры с одеванием, не ограничиваясь чем-то одним.

Например, устройте «показ мод» с фотографированием. Или «маскарад».

Снимите на видео ребенка в одном наряде, поставьте на паузу. Пусть малыш переоденется и встанет на то же место в ту же позу. Включайте камеру снова. Если так сделать несколько раз, у вас будет видео, где ребенок «волшебным образом» оказывается в разных нарядах.

Пусть ваш ребенок будет не только любимым, но и уверенным в себе! Занимайтесь чем-то вместе с радостью и любовью.

Настройтесь на то, чтобы приятно удивляться успехам и не придавать значения неудачам. Отрегулируйте для начала свое душевное состояние и не ожидайте слишком многого. Спокойный родитель – спокойный малыш!

Как правильно заниматься с дошкольником

Мелкую моторику развивают: деревянные и пластмассовые наборы фигурок для строительства, конструкторы, мозаика и небольшие массажные фитболы, которые в быту называют «мячики с пупырышками». Полезны малышам также игры с песком и водой, лепка из пластилина или соленого теста и рисование пальцами.

Рисование пальцами можно применять для развития ребенка уже на третьем году жизни. Предложите малышу нарисовать пальцами четыре шарика: красный, зеленый, желтый и синий. Для этого понадобятся: лист плотной бумаги, акварельные краски, емкость с водой для смачивания пальцев ребенка, а также влажная чистая тряпочка, которой вы сможете удалить с рук малыша и со стола последствия его художественной деятельности. Не ждите, что у ребенка с первого раза получатся настоящие шарики – будьте довольны даже бесформенным каракулям, ведь главное, что начало положено.

Игры для дошкольников

Соленое тесто для лепки делают так же, как и обычное тесто для вареников, но без яиц. На выходе должна получиться плотная, нелипкая масса. Учтите, что если замесить тесто на стакан воды – получится порция, достаточная для занятия целой группы детей в детском саду. Так что не переусердствуйте с количеством ингредиентов: мука, вода и соль. Вылепить можно: бублик, вареник без начинки или калач, плетенный по принципу женской косы.

Не расстраивайтесь, что у вашего малыша ничего не вышло. Ведь вы рядом с ним, а значит в четыре руки у вас все обязательно получится. На этапе обучения родителям следует быть терпеливыми помощниками, выполняющими вместе с ребенком все задание от начала и до конца.

Игры с мешочками

Еще одой игрой, которую любят дети двух-четырех лет в детском саду, является «сюрпризный мешочек». Вы без особого труда сможете повторить ее дома. Для этой игры понадобится маленький красивый мешок размером с пакет «майку», сшитый из плотной однотонной ткани, например из бархата. В этот мешочек вы должны положить более десяти небольших фигурок животных разных цветов.

Это могут быть пластмассовые и резиновые игрушки, которыми в обычной жизни играет ваш малыш. Величина фигурок – около 8-10 сантиметров. Желательно, чтобы игрушки были разных цветов. Вот приблизительный текст, которым должна сопровождаться игра «Сюрпризный мешочек»:

— А кто это к нам пришел? – говорите вы и достаете из мешочка первую фигурку.

— Кот, – отвечает ребенок.

Как правильно заниматься с дошкольником

— А какого он цвета? – спрашиваете вы.

— Серый, – говорит малыш.

— А как котик разговаривает? – спрашиваете вы снова.

— Мяу, – отвечает ребенок.

Конечно же, в начале игры, и за себя, и за вашего малыша говорить будете только вы, как бы подсказывая. Но со временем ребенок быстро запомнит все характеристики уже имеющихся игрушек, и вам придется пополнять домашнюю коллекцию. Впоследствии можно будет выучить с ребенком небольшой стишок или поговорку о каждом животном, и также ввести их в игровой диалог.

Еще немного о мешочках

Современная методика работы с дошкольниками предлагает и другой способ получения ребенком бытовых знаний. Необходимо сшить несколько непрозрачных холщовых или льняных мешочков размером 10×10 см, с завязками.

В эти мешочки следует поместить то, что есть в вашем домашнем хозяйстве из специй и круп: маленькие макароны, сухой горох, палочки корицы, звездочки бадьяна, перец горошком, сухую кожуру цитрусовых, гречку, рис, пшено и тому подобное. Главное, чтобы размер содержимого мешочков был не очень мелкий – чем он крупнее, тем удобнее будет ребенку играть.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш на ощупь или по запаху смог угадать, что внутри мешочка. Играя вместе с вами, ребенок быстрее выучит название круп и специй. Здесь также с успехом задействуется и мелкая моторика. Не стоит использовать в данной игре липкие соль, сахар или муку.

В заключении хочу сказать, что к развитию ребенка стоит относиться очень серьезно, ведь все, что вы вложите в голову малыша до пяти лет, остается с ним на всю его дальнейшую жизнь. Детские страхи же лучше развеивать, объясняя ребенку их несостоятельность спокойным и ласковым голосом.

Общие рекомендации для всех возрастов

Безусловно, раздеться куда проще, чем одеться. Поэтому заранее уже годовалого ребенка можете просить раздеться. Начните с самого легкого, расстегивание замков, снятие головных уборов. Затем присоедините к этому ботинки и штаны.

Общие рекомендации для всех возрастов

Малыш может испугаться такого большого количества одежды, не понимая, что и зачем ему придется надеть. Давайте в руки каждый элемент одежды, подсказывая, на каком месте он должен находиться.

Общие рекомендации для всех возрастов

В итоге вы не заметите, как быстро ребенок смог самостоятельно одеться. Для начала можно разделить вещи условно на те, что надевает мама и те, что самостоятельно надевает малыш. Постепенно увеличивайте одежду у малыша, убирая её от мамы.

Читайте также:  7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Намного проще надевать вещи, которые чуть большеваты, особенно это относится к носкам и штанам. Поэтому не стоит покупать одежду впритык. Она может быть слегка свободной.

Общие рекомендации для всех возрастов

Каждый день не следует настаивать на самостоятельном одевании. Возможно, ребенок не выспался или просто заболел. Если у малыша нет желания, тогда следует одеть его самостоятельно, не настаивая и не ругаясь за это.

Общие рекомендации для всех возрастов
Общие рекомендации для всех возрастов

Обязательно просите малыша, чтобы он помог вам выбрать гардероб. Не будьте столь требовательны, если кроха выбрал не красную, а зеленую футболку. Поверьте, для детей нет столь явного значения.

Общие рекомендации для всех возрастов

Как учить ребенка одеваться?

Общие рекомендации для всех возрастов

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Инна Александровна Мальцева Любовь Быкова Елена Владимировна УшачёваЧитать дальше

  • Нужен ли моделинг застенчивому ребенку и чему учат в модельной школе?
  • Не надо стесняться: мама от души оторвалась, но засмущала 10-летнего сына
  • Мама-дизайнер придумала, как сделать так, чтобы ребенок не стеснялся носить слуховой аппарат

Сделайте плакат с утренним распорядком

Сделайте плакат с утренним распорядком

Плакат с утренним распорядком может детально продемонстрировать вашему ребенку, что ему необходимо сделать, чтобы одеться. Разделите плакат на колонки, а затем нарисуйте каждый элемент одежды. Если вы плохо умеете рисовать, вы можете использовать фотоаппарат, чтобы сделать снимки одежды, а затем наклеить их на плакат. Убедитесь в том, что вы размещаете рисунки или снимки в логическом порядке, чтобы ваш ребенок мог все понять самостоятельно. Например, вам не стоит размещать картинку с ботинками в первой колонке, так как, если ваш ребенок сначала наденет ботинки, он не сможет надеть штаны или носки. После того как вы закончите работу над плакатом, повесьте его на уровне глаз ребенка там, где он его гарантированно увидит.

Почему ребенок медленно одевается? Как научить ребенка одеваться быстро?

Одеваясь и завязывая шнурки, мало кто думает о том, как здорово, что я это умею. Или: как здорово, что я делаю это быстро. Но ведь вы тоже не всегда умели одеваться самостоятельно, да еще и быстро. На оттачивание этого навыка уходят годы.

Будьте готовы к тому, что ребенок будет медленно одеваться долгое время. Ему нужно научиться этому и хорошо потренироваться. Только со временем и долгой практикой ребенок научится одеваться быстро.

Почему ребенок медленно одевается? Как научить ребенка одеваться быстро?

Совет: Рассчитывайте время перед выходом из дома с запасом около 30 минут, чтобы ребенок смог сам надеть одежду и обувь.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Не спешите и имейте терпение