Как научить ребенка дружить с другими детьми

Нужно ли учить ребенка дружить, в чем особенности дружбы в каждом возрасте и  как помочь застенчивому ребенку найти друзей – статья на Итсе посвящена этой теме.

Читайте также

20 марта 2021 Все мы разные и очень ценные

Читайте также

24 сентября 2020 Апрельский лучик

Читайте также

11 июня 2020 5 мифов об аутизме: вакцинация, диета и высокий интеллект

Читайте также

11 декабря 2017 Бордюры или хамство: что сложнее преодолеть приемным семьям с особыми детьми?

Читайте также

24 ноября 2016 «Мальчику-бабочке» нужна семья

Читайте также

14 сентября 2015 Особые дети: помочь найти дорогу Максиму

Читайте также

21 августа 2015 Особые дети: Настя бережет любовь для родителей

Читайте также

26 мая 2015 Московские власти подсчитали количество приемных детей в семьях

Читайте также

5 марта 2015 Блог Ирины: Девочка-Ангел

Читайте также

19 февраля 2015 Сказка о морских звездах

Читайте также

Дети друзья родителей. Могут ли дети быть друзьями родителей?

О понятиях и представлениях, что дети друзья родителей

С определенного возраста или изначально, со своими детьми нужно иметь дружеские отношения — дети друзья родителей.

Часто, в том числе на нашем сайте, родители высказывают такую мысль.

Иногда этот звучит и так: Мы, со своей дочерью (сыном), друзья.

Если бы я своими глазами не видел ТАКИЕ дружеские отношения. Когда мама, реже папа, выступают в ипостаси друга для своего ребёнка, когда дети друзья родителей.

То подумал бы, что люди просто не понимают правильно понятие «друг», «дружба», «дружеские отношения».

Я понимаю и сам стараюсь придерживаться этого в отношении своих детей: любовь, уважение, понимание, наставничество, обучение, воспитание.

Но, как не напрягаюсь, не могу понять, как я могу дружить со своими детьми. Как и никогда не дружил ни со своей мамой и ни папой.

Не укладывается это у меня в голове — дети друзья родителей.

Почему?

Могут ли дети быть друзьями родителей

Дружеские отношения, дружба — это отношения РАВНОПРАВНЫХ людей, прежде всего. Это сущностное свойство этих отношений.

Ибо, НЕ равноправные люди не могут дружить в принципе.

Нет равных прав в отношениях — значит эти отношения могут быть какие угодно: зависимости, подчинения, уважения, почитания, преклонения, лести, и так далее. НО, никак, не дружбы.

К тому же, в понятие дружбы заложено не только равноправие, но и РАВНОСТЬ, одинаковость статуса участников этих отношений. Не бывает дружбы, когда ты мне друг, а я тебе нет.

Вот, каким другом я могу быть своей маме? Если она моя МАМА, а я её сын до скончания века?

Хорошо. А если мы, абстрагируемся от статусов «родитель» и «его ребёнок».

И рассмотрим возможность дружеских отношений между родителями и детьми, когда дети друзья родителей, чисто с человеческих позиций?

Ну, вот, скажите, даже, если ребёнок сверх продвинутый. А родитель слегка, как бы, стал находиться на одном уровне развития с ним или даже ниже.

Здесь дружба возможна?

Да, возможна. И именно такие случаи мне приходилось наблюдать.

Моё, чисто личное впечатление: коробит от таких отношений.

О возрастных и прочих различиях в отношениях мам, пап и их детей

Вот, когда мама начинает молодиться и чирикать со своей дочкой на одном с ней языке. Или, когда папа пьет пиво вместе с сыном, разговаривая по дружески на «мужские темы».

Как-то неловко становится за этих мам и пап.

Так и хочется им сказать: Что вы позорите наше поколение «отцов»?

Ибо, мне, такие дружеские отношения — дети друзья родителей, мягко говоря, видятся панибратскими, лживыми и противоестественными.

Отец и мать — наставники, представители старшего поколения (даже, не принципиально важно, уважаемые или не уважаемые), вечно самые близкие и любящие люди.

Или, просто, люди, которые тебя родили на свет — такие отношения я понимаю и приемлю.

А всё прочее, извините, — это от лукавого.

Дружба родителей с детьми. Не играйте в игры отношений

На мой взгляд, установление отношений дружбы между детьми и родителями — это один из примеров общечеловеческого играния в отношения — имитация отношений.

Очень многие из нас любят лицедействовать, часто, даже, сами не подозревая об этом.

Читайте также:  Защита растений от заморозков: эффективные методы

Нет любовных отношений, — а мы их изобразим. Отсутствуют нормальные семейные отношения, — а мы их покажем, изобразим. Нет простых человеческих отношений, — а мы их разыграем.

Нет дружеских отношений между родителем и его ребёнком, — а мы их сымитируем.

Это, ведь, довольно просто: ничего делать почти и не надо. Только надо озвучить, назвать не весть какие отношения не своим именем и нарисовать себе и людям их оболочку, видимость, форму.

Извините, это как сымитировать сексуальные страсти и оргазм при полном или частичном отсутствии оных.

Кстати, вот, почему упорно считается, что только женщины это могут имитировать? Потому, что у мужчин должно побежать, а потом упасть?

Обмануть можно только не опытного мужчину. И, с таким же успехом, не опытную женщину.

Очень хочу услышать ваше мнение: дружба между детьми и родителями возможна? Дети друзья родителей?

Ещё статьи по этой теме

Воспитание детей родителями — сколько времени уделять ребёнку

Воспитание ребенка в семье, факторы воспитания

Родители и взрослые дети, как жить с родителями

Пример родителей – влияние родителей на детей

Отношения родителей и детей, простые правила общения

Ребёнок в жизни родителей, чувства и разум в отношении ребёнка

Как понять своего ребенка? Непонимание родителей и детей

Чему учить ребёнка? Правила отношений родителей с ребёнком

Как понять ребёнка? — проблема родителей и детей

Ребёнок не слушается – наказывать, терпеть, не замечать?

Воспитание детей в семье: отношения ребёнка – это главное

Как воспитывать детей — как воспитать ребёнка правильно?

Современный взгляд на метод воспитания

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

Современный взгляд на метод воспитания

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.
Читайте также:  Детский лагерь: что нужно знать родителям

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

Возрастные особенности детской дружбы

До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.

Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.

Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

Возрастные особенности детской дружбы

 Дошкольники

Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.

Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:

  • любимые совместные игры;
  • на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
  • общее увеличение, например, игрушками одной серии.

Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.

Возрастные особенности детской дружбы

Школьные годы

Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.

В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.

Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.

Подростковый возраст

Возрастные особенности детской дружбы

В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.

В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.

Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

Дети жаждут внимания

Исследователь предложил подросткам оценить степень своего согласия с утверждениями об атмосфере в семье. Вот примеры утверждений: «Я полностью доверяю мнению моих родителей», «Я обычно ощущаю теплоту в отношениях с родителями», «Родители уделяют много времени общению со мной», «Я всегда чувствую поддержку со стороны родителей». 

Затем респондентов попросили оценить степень согласия с утверждениями об удовлетворенности жизнью. Например: «В целом моя жизнь близка к идеалу». Затем исследователь изучил связь между отношениями в семье и уровнем счастья старшеклассников.

Выяснилось, что позитивный внутрисемейный социальный капитал — один из залогов хорошего душевного самочувствия подростков. «Те отношения, которые складываются в семье, воспринимаемое внимание, поддержка со стороны родителей играют важную роль для ощущения счастья», — отмечает Дмитрий Дубров.

Читайте также:  Что делать, если в детстве вас недолюбили родители?

Сделайте старшего ребенка «важным»

Старший ребенок должен чувствовать, что его место в семье никто не занимает, даже несмотря на повышенное внимание к новорожденному со стороны родителей.

Отлично, если у ребенка появится миссия «помогать маме с братом или сестрой». Речь не идет о тяжелой работе по дому. Чтобы привить ребенку ответственность и в долгосрочной перспективе убрать ревность из отношений между детьми, достаточно посильной помощи старшего. Даже просто покачав колыбель, он будет ощущать свою «важность».

Но постарайтесь избегать фраз вроде «ты старший, значит должен…» Ваша цель, чтобы ребенок сам захотел помогать вам «возиться» с грудничком, а не делал это по принуждению.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ПОДЕЛИЛИ ИГРУШКУ?

Дележ игрушек — это базовый конфликт, если в доме больше, чем один ребенок. Если вы только думаете о втором, то сразу планируйте, как будете решать вопрос с игрушками. Это такая же рядовая задача, как и “какие выбрать памперсы?” — то, что будет происходить в вашем доме регулярно!

Как же решать такие проблемы?

Шаг 1. Определить статус игрушки. В каждом доме есть личные вещи каждого члена семьи, есть общие, а есть те, которые принадлежат первому, кто их заполучил. Тоже самое и с игрушками: есть те, к которым ребенок особенно привязан, они принадлежат ему, и он может делиться ими только по собственному желанию. А есть общие игрушки (и все признают это!).

Шаг 2. Помочь защитить свое. Если у игрушки есть хозяин, а другой ребенок взял ее без спроса, то мы должны встать на сторону владельца. Это очень важно — дать ребенку возможность защитить свою собственность! Вы должны показать, что вы — на его стороне и помочь вернуть ему игрушку. Только сделать это надо без агрессии.

Шаг 3. Обучить правилам. “Захватчику” мы должны объяснить, что чужое брать без спроса нельзя. Даем ребенку понятную для его возраста формулировку: “Если ты хочешь поиграть с игрушкой брата/сестры, нужно у него попросить. Вот так”. В свою очередь, пострадавшему мы объясняем, что не стоит вырывать игрушку назад, а нужно подождать минутку и попросить отдать. Или договориться об условиях, на которых ребенок согласен ею поделиться.

Шаг 4. Установить правила, если игрушки общие. Тут вы берете обоих детей и проговариваете с ними правила: вы можете играть по очереди, один поиграет, потом поменяетесь.

Что делать, если дети не хотят делиться?

Дети — большие жадины, особенно маленькие. Они не умеют ждать, не хотят терпеть, а требуют “здесь и сейчас”. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что маленькие собственники будут очень щедрыми по отношению друг к другу с малых лет. Но мы можем помочь им.

Для того, чтобы дети научились делиться, им важно понимать собственные чувства. А именно: что я хочу и как я могу это получить цивилизованным способом? Поэтому с того момента, как ребенок начал говорить, помогайте ему проговаривать свои чувства. Это первый шаг! Как видите, тут родительская функция совпадает с первым звеном формулы дружбы между детьми — быть адекватным зеркалом.

Следующий этап для ребенка — научиться просить. Да, что называется, “словами через рот”. Когда ребенок научился говорить “Я хочу это!” — бинго, первый шаг в нужном направлении сделан. Дальше помогайте ему вежливо выразить свое желание: “Ты должен попросить. Как ты будешь просить? Ты должен сказать: Андрюша, дай мне это, пожалуйста!”.

Вслед за просьбой ребенок обычно уже протягивает ручки, чтоб схватить объект желания. Поэтому третий этап — научиться ждать ответ. Вы можете удержать ребенка за плечи/за руку и попросить: “Подожди, он должен ответить, даст он тебе это или нет”. Так постепенно ребенок понимает, что он не может хватать все без спроса. Начинается обучение коммуникации. Но это еще не все!

Учим объяснять свою просьбу и договариваться. Даже если ребенок может сформулировать свое желание и подождать ответ, очень часто он будет сталкиваться с отказом. В таком случае, можно помочь малышу объяснять свою потребность: “Я хочу на немножко, мне очень надо. Дай, пожалуйста”. Или даже договориться: “Я возьму всего на минуту и сразу верну”. Можем научить обмену игрушками.

Очень важно приучать детей искать способы, как можно получить желаемое — так мы формируем у них упорство и стремление достичь цели мирным путем! Ведь хотеть чего-то очень сильно — совсем неплохо, если мы умеем выражать свое желание и добиваться цели социально приемлемыми способами.