Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Причины развития дислексии

Причины, по которым ребёнок никак не может научиться читать, различны. В большинстве случаев дислексия появляется при наличии минимальной мозговой дисфункции. При этом ребёнку могут прекрасно даваться любые другие науки, поскольку причина патологии не в умственной отсталости, а в неправильной работе конкретного отдела головного мозга.

Почему ребёнок плохо читает? Это может произойти из-за:

  • врождённых патологий;
  • тяжёлых родов, связанных с асфиксией, отслойкой плаценты;
  • поражения центральной нервной системы;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговых травм и сотрясений мозга;
  • заторможенности ряда отделов головного мозга;
  • перенесённых нейроинфекций.

В любом случае ребёнку с дислексией необходима профессиональная помощь. Дети, которые никак не могут научиться читать, должны пройти обследование у невролога, психиатра, логопеда, психолога и нейропсихолога. В первую очередь необходимо установить причину патологии у ребёнка, а также тип дислексии.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители.

Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Неверный способ обучения чтению.

Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.

В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Неверный выбор книги.

Читайте также:  Коридоры развития детей таблица. Коридоры развития ребенка

Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное – это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Как научить любить ребенка читать

Эксперты Reading Is Fundamental предлагают двадцать способов как воспитать у детей любовь к чтению. Вот наиболее интересные из них:

  1. Обратите внимание на темы, которые интересуют ребенка и предлагайте ему соответствующую литературу
  2. Разложите книги, журналы, каталоги на видных местах в доме
  3. Читайте для себя. Пусть малыш видит, что вам это доставляет наслаждение. Расскажите об интересных моментах прочитанного в неформальной атмосфере
  4. Пусть ребенок узнает необходимую информацию из книги или журнала — как составить модель самолета, спланировать будущее путешествие и тому подобное. Играйте в игры, которые требуют чтения
  5. Попросите старших детей читать младшим. Они любят хвастаться своими умениями!
  6. Пропишите в семейной повестке дня постоянное время для чтения. Хотя бы 20 минут
  7. Отведите ребенку специальное место для хранения литературы
  8. Устраивайте с малышами вечеринки чтения смешных книг. Всем будет весело!
  9. Поддерживайте детский интерес. Дочь любит книги о динозаврах? Сводите ее в естественный музей
  10. Ограничьте просмотр телевизора, чтобы уделить время книге, но никогда не используйте телевизор в качестве наказания или поощрения чтения

И, как мы писали ранее, читайте детям вслух. В прошлом году Американская академия педиатров обнародовала рекомендации для родителей читать детям книжки вслух с самого рождения, так как в первые три года жизни формируется значительная часть мозга ребенка.

Также исследование Scholastic показывает, что особое ослабление любви к чтению у детей наблюдается с восьми лет — именно в этом возрасте родители часто перестают читать им вслух. Согласно отчету, 11-летний ребенок гораздо охотнее читает самостоятельно, если ему регулярно читают старше.

«Я не думаю, что родители знают, насколько важно это время (чтение вслух) и какую роль оно играет в жизни детей», — говорит Кристен Гармелинк, одна из соавторов отчета.

Чего делать не стоит

  1. Не урчите. Избегайте лекций о пользе чтения и не мучайте ребенка, который не хочет читать. Он лишь будет отпираться.
  2. Не пытайтесь подкупить. Нет ничего плохого в том, чтобы наградить малыша за его усилия, но он не должен получать денег за каждую прочитанную сказку. Лучше подарите другую книгу по выбору ребенка и похвалите ее. Постепенно уменьшайте количество наград.
  3. Не оценивайте качество чтения. Различайте школьные задания и чтения для удовольствия. Помочь малышам познавать радость от книги — уже достойная цель.
  4. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше читать почти что угодно, чем не читать ничего, даже если чадо выбрало слишком легкую, по вашему мнению, книгу. Уважайте его решения.
  5. Не ставьте нереальных целей. Сосредоточьтесь на отслеживании мелких сдвигов, а не ожидании радикальных изменений за два урока.
  6. Не делайте чтение слишком важным делом. Это будет давить на ребенка, и он будет читать для вас, а не ради собственного удовольствия, или вообще откажется от книги.

И главное, следует помнить: рано или поздно каждый малыш научится читать. Но именно от взрослых во многом зависит, будет ли он это делать с удовольствием.

Читайте также:  Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.

Подавайте пример, не будьте голословными

Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

Читаем также: Что делать, если ребенок курит? Советы родителям

Совет Обсуждайте книги

Как научить ребенка понимать прочитанное? Говорите с ним. Но не так, как в школе, а честно: спрашивайте его мнение и не пытайтесь переубедить. Вспомните: когда вы читали «Войну и мир» в школе, многое ли из устоев того общества вызывало у вас одобрение? От современных детей эта литература ещё дальше. Не так давно интернет-журнал «Кот Бродского» проводил среди детей конкурс «Худшая книга». Школьники рассказывали о том, почему не любят те или иные произведения. Да, часто это были произведения классики, но предварительно они были внимательно прочитаны и проанализированы. На такой опыт дети смогут опираться дальше на своем читательском пути.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Игнорирование

Иногда создается ощущение, что ребенок объявил вам бойкот. Он ведет себя так, будто родителей не существует, их просьб он не слушает и не делает того, о чем его просят. Такое может происходить по двум причинам: ребенок либо настолько ушел в себя и занят своими мыслями или фантазиями, что просто не слышит и не воспринимает, что ему говорят; либо же это еще одно проявление протеста, демонстрация обиды или недовольства. В первом случае игнорирование может говорить о том, что ребенок одарен и одновременно размышляет в нескольких направлениях, либо о возможных неполадках с концентрацией внимания или иных проблемах. Демонстративное же поведение показывает, что отношения в семье по какой-то причине несколько разладились.

Что делать

  1. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком, добиться от него ответа. В случае задумчивости и рассеянности, этого шага и повторения вопроса или просьбы будет достаточно, чтобы «включить» реакцию ребенка обратно. Если подобные ситуации повторяются регулярно, вероятно, имеет смысл проконсультироваться с неврологом и психологом.
  2. Ищите возможность вовлечь ребенка в разговор, чтобы в процессе выяснить, каковы причины нежелания общаться, отвечать родителям. Покажите, что вам действительно важно, что происходит, что вы хотите найти возможность помочь и поддержать ваших детей.
  3. Выражение протеста в форме игнорирования свойственно детям постарше – подумайте, не стоит ли дать ребенку немного больше самостоятельности, дать ему понять, что его мнение в семье учитывается и имеет вес.

Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.