Как научить ребенка понимать время по часам?

Знакомая всем ситуация: вы с самого утра бегаете по дому, собираете себя (а заодно и мужа) на работу и детей в дет­ский сад или школу. Старший не помнит, куда он положил спортивную форму, младший опять разбросал игрушки и отказывается их убирать…

Когда начинать обучать ребенка определению времени по часам?

Обучать ребенка пониманию времени нужно начинать не раньше 5-ти лет. Объяснить ребенку, что такое время возможно только после того, как он освоит основные логические операции и цифры.

Так как само понятие времени является абстрактным, то подготовка к его изучению должна начинаться задолго до объяснения самого термина. Родители должны медленно подвести ребенка к пониманию важности нужности отмерять промежутки для занятия определенной деятельностью, используя минуты и часы.

Учим ребенка понимать время

Итак, вам понадобятся часы без стекла. В магазинах представлено огромное разнообразие часов, созданных специально для обучения детей. Как правило, они деревянные и полностью безопасны. В них легко можно двигать стрелочки, что удобно при обучении.

Этап первый:

  1. Когда ребенок знает цифры от 1 до 12, вы вполне можете научить кроху понимать часы. Перемещая малую стрелку, просите ребенка сказать, который сейчас час. Длинная стрелка пусть пока будет на 12, в общем, показывайте ребенку целое время: , и т.д.
  2. Организовывайте игры, например, пусть кукла Маша придет к кукле Даше в Это поможет ребенку понять, почему время — важная вещь в нашей жизни.
  3. Рисуйте часы на бумаге или картоне. Каждый раз рисуйте разное время — это весело и познавательно.

Помогут подобные упражнения:

Закрепляем знания

Когда переходить к освоению минутной стрелки, вы должны решить сами. Попробуйте объяснить ребенку, что он должен смотреть одновременно на часы и минуты. Здесь идеальным помощником станут часики, в которых минуты прописаны от 1 до 60. Найти такие, конечно, непросто, но вполне реально. Со временем замените эти часики на обычные. Одним проще смотреть на цифру 5,10,15, другие умножают отрезки на часах на пять минут — универсального совета нет, учите так, как удобно вам и ребенку.

Когда уровень знаний будет достаточным, ребенок легко и безошибочно будет понимать время по часам.

Важно: рекомендуем узнать, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

  • Нужно ли ребенка дошкольного возраста класть спать после обеда?
  • Как просто научить ребенка завязывать шнурки на обуви ?
  • Какие простые загадки можно загадать маленькому ребенку?

Как научить ребенка определять время по часам

Начните образовательный процесс с описания часов: циферблата, минутной, часовой, секундной стрелки. Расскажите, почему важно ориентироваться во времени. Для наглядности понадобится макет, который легко сделать самостоятельно, но лучше приобрести специальную развивающую игрушку «Часы». Здесь легко крутить стрелки рукой, вынимать, вставлять нужные цифры.

Поясните, что время всегда идет вперед, его нельзя повернуть вспять. На этом этапе нужно познакомить детей с понятиями «по часовой стрелке» и «против», показать продолжительность секунды (хлопнув в ладоши), минуты, часа. Эти термины следует связать в логическую цепочку, объяснить взаимосвязь движений стрелок. Так, минутная передвинется на деление, когда секундная пробежит целый круг, а часовая — после полного оборота минутной.

Чтобы быстро научить ребенка времени, стоит придерживаться определенного алгоритма:

  • Целые часы. С них необходимо начинать первый этап обучения. Большая стрелка стоит на 12, а маленькая показывает который час. Малышу станет понятнее, если привязать к обучению распорядок дня. К примеру, в 7 — подъем, 8 — завтрак, 9 — прогулка. Пусть малыш потренируется, выполняя задания, покажет, когда обедает, идет спать. На данном этапе не стоит акцентировать, что второй круг стрелки имеет цифровое значение (13,14,15), достаточно объяснения «три часа дня», «три часа ночи».
  • Половина, четверть часа. Объяснив ребенку, что такое половина, четверть часа, сколько минут они содержат, предложите тренировку со стрелками.
  • Минуты. На примере часиков рассказываем, что на циферблате 60 минут, чтобы правильно узнавать их количество, человеку не обязательно пересчитывать черточки. Каждой цифре соответствует число минут: «1» — 5, «2» — 10, «3» — 15. Предложить ребенку потренироваться, определяя положение минутной стрелки, считая пятерками.
  • Вторая половина суток. Самый сложный момент обучения, переходить к которому следует после твердого усвоения предыдущих уроков. Зачастую дети спрашивают, почему в сутках 24 часа, а на циферблате 12. В ответ нужно рассказать, что от 0 до 12 — это первая половина суток, далее начинается вторая, длящаяся до 24-00. Можно вести счет до 12 или 24, помня, что значение чисел, на которые указывает часовая стрелка во второй половине, увеличивается на 12. Нарисуйте круг с цифрами от 13 до 24 и подложите под учебный циферблат. Так дети смогут наглядно понять материал.
Читайте также:  Воспитание приемного ребенка – основные трудности

Чем меньше возраст малыша, тем труднее ему мыслить абстрактно. На помощь приходят игры. Советуем прочитать нашу статью о том, как научить ребенка считать.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц. Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

как научить ребенка пользоваться ножницами

Список № Наши итоги

Научите детей подводить итоги – всего, что они делали и планировали. Это разовьёт в них способность анализировать поступки (вместо того чтобы сетовать на жизнь), искать эффективные решения (вместо обвинения в своих неудачах других людей), думать сообща.

Возьмите за правило еженедельно собираться вместе и обсуждать: что у вас получилось в прошедшие дни? Удалось ли выполнить всё по намеченному плану? Почему некоторые пункты остались невыполненными?

Пусть дети активно вступают в беседу и делятся своими мыслями, почему что-то пошло не так. Что надо исправить, чтобы в дальнейшем дело было сделано? Как решить трудности и в чём им нужна помощь? Возможно, вы очень удивитесь, когда выслушаете ребёнка. Только ни в коем случае не перебивайте его, не унижайте, не навязывайте своего мнения. Анализ неудач требует максимального доверия и открытости. Никакого давления!

Подведя итоги, поблагодарите детей за активное участие, отличную работу и обязательно скажите, какие они молодцы и что вы настоящая семья! Статья по теме Публичные наказания и еще 9 ошибок, которые совершают родители

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

Смотрите также: презентации на сложение и вычитание. Во многих из них используется принцип обучения устному счету на основе состава числа (упражнение «Домик» и др.).

Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:

  • разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
  • дополнить число до нужного;
  • закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
  • дорисовать доминошки.
Читайте также:  Методики развития детей в раннем возрасте

Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.

В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:

  • дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
  • высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
  • подсчитать результат.

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:

  • чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
  • вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
  • из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.

Закрепляем результаты

Чтобы закрепить успех, можно поиграть с ребенком в интересную игру с часами. Взять картонный аналог циферблата, установить время и попросить малыша ответить, сколько сейчас времени. Первое время дети могут частенько ошибаться, только Ваше родительское терпение и взаимопонимание поможет довести обучение до положительного результата.

Теперь отдайте часы ребенку, пусть он сам называет время и устанавливает стрелки, либо Вы называйте минуты, а малыш будет направлять стрелки в нужные места. Во время игры важно сопоставлять время с привычными делами, например в 7:00 ребенок проснулся, а 12:30 — кушает.

Рисуем часы на бумаге

Второй шаг закрепления результата – это возможность воспроизвести полученные знания на бумагу. Дайте малышу вырезанный из картона круг, на котором попросите ребенка указать центр, и поставить основные отметки времени – 12, 3, 6, 9.

После проводим линии к каждой цифре и разбиваем циферблат на сегменты по минутам. Например, режим праздничный пирог на 12 частей, можно раскрасить каждую полоску в яркие цвета, для наглядности.

Теперь нужно продемонстрировать движение часовой стрелки, для этого подойдут карандаши. Переходим к объяснению и закреплению результата, один кусок пирога – это час, второй – два, третий – три. Пусть малыш двигает стрелку и называет время.

Теперь переходим к делению очерченного пространства на минуты, делим один кусочек торта еще на 5 частей, и демонстрируем движение минутной стрелки. Это задание лучше делать на следующем занятии, ребенку будет сложно воспринять часовую и минутную стрелку как различные понятия.

Изучая минутную стрелку, не стоит трогать часовую. Позвольте ребенку самому перемещать показатель и называть все минуты, от одной до 60, в прямом и обратном порядке, по возможности.

Когда ребенок точно поймет, что длинная стрелка – это минутная, а короткая – часовая, можно переходить к более сложным примерам. Например, 2 часа и 23 минуты, без одной минуты 5 и т.д.

Старайтесь первое время часто спрашивать ребенка: «который час?», дабы он не забыл основы обучения. Также следует не забывать и про секундную стрелку, но об этом можно поговорить на более позднем этапе ознакомления с циферблатом. 

Техники для организации времени ребенка

Родители должны знать, как научить ребенка планировать.

  1. Вводите понять, на что уходит драгоценное время, попросите ребенка в течение недели записывать с точностью до минуты все дела, которые школьник совершил за день. Через 7 дней вы узнаете, почему заданная по литературе книга так и не прочитана.
  2. Режьте «бегемота» на части. Всегда есть большое дело, которое невозможно совершить за день и даже за неделю. Помогите ребенку разделить его на маленькие этапы и идите к цели маленькими шагами.
  3. Нелюбимое делайте на свежую голову. Пусть ребенок «съедает лягушку утром» — необычное сравнение пришло из «взрослого» тайм-менеджмента. Если у вашего школьника есть нелюбимое дело, например, учить иностранные слова или таблицу умножения, предложите ему делать это утром на свежую голову. Утром выучил – и весь день свободен.
  4. Научите ребенка отличать важные дела и не очень. Посещение секции, визит к врачу, выполнение домашнего задания – это важные дела, которые невозможно передвинуть и поменять. Чтение книги, обучение кулинарному мастерству, переписка в чате и другие любимые занятия можно сделать в любое свободное время между важными делами.
  5. Пусть ребенок ставит цели. Детям будет интереснее осваивать науку «тайм-менеджмента», если они будут понимать для чего это делают. Научите ставить цели: переплывать бассейн без остановок, к концу учебного года прочитать «Войну и мир», научиться вышивать крестиком и так далее.
Читайте также:  Газоотводная трубка для новорожденных — инструкция к применению

Упражнения

  • Чтение “Буксиром”

Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

  • Делим на слоги

Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

  • Догоняем букву

М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

  • Как буквы подружились

Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

  • Что лишнее?

Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года. Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации, и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут, а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день, а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас. Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях

Времена года

Как научить ребенка временам года?

Для того, чтобы долго не затягивать с изучением времен года – ведь Вы не будет ждать три месяца, чтобы перейти к следующему времени года — воспользуйтесь альбомом с фотографиями или используйте цифровые изображения.

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц

Иллюстрируйте свой рассказ о временах году Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Как научить ребенка временам года?

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре. Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.

Вместе с ребенком нарисуйте времена года

  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении, Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер, не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал
Как научить ребенка временам года?