Как объяснить подростку, что надо учиться

По версии предпринимателей, коучей, журналистов и людей из науки

Жизнь в коллективе

Очень важный момент в жизни школьника — общение со сверстниками. Малыш должен чувствовать себя уверенно в новом окружении, не только хотеть, но и мочь общаться с другими ребятами и учителями, не только учиться, но и играть, участвовать в общественной жизни.

Чему научить:

  • элементарным общепринятым нормам и правилам поведения;

  • способности договариваться;

  • правильно оценивать себя и свое поведение;

  • иметь представление о себе, о мире, об обществе и его культурных ценностях;

  • грамотной речи.

Способ №Спокойная беседа с аргументами

Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно. Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться. Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах. А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.

Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.

Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы. Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми. Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.

Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе. Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни. Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.

«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе. Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу. Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.

Чему не учат в школе

Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.

Читайте также:  Как ментальные особенности родителей влияют на детей

Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.

О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.

Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.

Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».

Необходимые знания и умения

Для успешного обучения будущий ученик должен иметь представление о себе и своих родных, об окружающем мире, уметь считать и иметь достаточный словарный запас.

1. Общий кругозор

Будущий школьник обязан называть:

  • ФИО, число, месяц и год рождения;
  • ФИО родителей, их профессию и место деятельности;
  • по именам всех родных, кто они для него;
  • полный свой адрес и телефон;
  • страну проживания и ее главный город;
  • названия сказок, имена знаменитых писателей;
  • предметы одежды, транспорт и виды спорта.

2. Речевые умения

Для правильного чтения и письма будущий ученик должен:

  • проговаривать звуки, выделять их в словах;
  • определять местонахождение звука, уметь посчитать их;
  • делить слова на части с помощью хлопков;
  • выделять слова из предложения;
  • составлять небольшие рассказы;
  • отгадывать загадки, учить на память маленькие стихотворения.

3. Математика, счет

Начальные знания в области математики следующие:

  • различать цифры до 9, считать до 10;
  • знать знаки «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа;
  • придумывать и решать простые задачи;
  • различать простые геометрические фигуры;
  • группировать фигуры по разным признакам;
  • различать понятия «левый-правый», «верх-низ».

3. Мелкая моторика рук

Ребенок должен:

  • научиться держать ручку, рисовать простые фигуры;
  • строить разные фигуры из палочек по образцу;
  • раскрашивать предметы, не выходя за края рисунка;
  • чертить ровные линии без линейки, копировать печатные буквы;
  • разрезать бумажный лист разными способами;
  • заниматься лепкой, делать аппликации.

4. Окружающий мир

Первокласснику нужно:

1. Различать животных и птиц, а также и их детенышей.

2. Выделять дикорастущие растения родных мест, а также комнатные цветы.

3. Иметь представление об овощах и фруктах.

4. Знать дни недели и поры года.

Причины низкой мотивации

Родители, которые ищут ответа на вопрос «как повысить мотивацию к учебе у подростков» должны задать себе вопрос: в чем же причина снижения этой самой мотивации в их конкретном случае. Возможно, все дело в следующем:

  • вы чрезмерно вовлечены в процесс обучения, практически учитесь вместо своего ребенка. Психологи слышат от родителей (в основном – от мам), что сын или дочь совершенно неспособны сами делать домашнее задание, что всегда что-то забывают положить в портфель и т.д. В этом случае ученик делает уроки только под контролем мамы, она же собирает его портфель. Это приводит к потере ответственности у ребенка;
  • вы слишком загружаете учащегося, не принимая во внимание его объективные способности – выбираете школу с усиленным изучением каких-либо предметов, отправляете на дополнительные занятия, нанимаете лучших репетиторов. Тем самым вы стремитесь, в первую очередь, удовлетворить свои родительские амбиции;
  • вы редко хвалите чадо за его успехи в обучении, вследствие чего его мотивация для учебы в школе также снижается. Он теряет уверенность в себе, своих силах, не чувствует вашей поддержки, которая для него очень важна.
Читайте также:  Как «заставить» ребенка учиться? Объясняет психолог Марина Мелия

Дисциплина: почему она важна и как ее наладить

Не допускать проблем с дисциплиной — первое, что должен сделать педагог в начале работы в школе. Дисциплина — основа успешного обучения. Если её не будет, всё остальное, что вы говорите и делаете, окажется бессмысленным.

В первые дни в начальной школе проблем с поведением на уроках у вас может не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.

Следующая стадия — испытание на прочность. Ученики будут пробовать: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют слабинку, на них не подействует ни ваш крик, ни замечания в дневниках.

Что делать? Сразу дайте детям понять, кто здесь главный и каковы правила. Неуклонно добивайтесь их исполнения. Не заигрывайте, но и не будьте жестокими.

Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и не замолчали.

Не грозите наказанием, которое не сможете выполнить. Пригрозили — так и сделайте.

Баловство возникает там, где детям скучно. Там, где детям интересно и нет ни одной свободной минутки, времени на шалости не остается. Всегда имейте в запасе дополнительные задания для тех, кто быстрее всех справится с основными.

Помните, что дисциплина — только ваша ответственность. Не обращайтесь к завучу или директору, чтобы они помогли вам навести порядок в классе — вы навсегда потеряете авторитет в глазах детей.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Любознательность

Еще один навык, близкий к первым двум. Федор Шеберстов, бывший управляющий партнер Odgers Berndtson и один из основателей проекта «Учитель для России», перечисляет три главных качества, необходимых для успеха: любознательность («должно быть интересно»), уверенность в себе, в собственных силах («я могу!») и упорство.

Три других необходимых для успеха навыка, по ее мнению: умение доводить дело до конца, умение коммуницировать и оптимизм. Секрет успеха она описывает фразой «Делай то, что любишь, и делай изо всех сил».

Любознательность нельзя ввести в школе как предмет. Но, уверена Мелия, тут могут помочь родители: даже попытка совместно с ребенком проверить в Google информацию из телевизора может сработать.

Для поддержки интереса и любознательности, уверены мои собеседники, важна среда, которая поддерживает поиск любимого занятия, обращает внимание на наличие у ребенка интереса, а не только на формальный результат работы. Директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн говорит, что можно было бы предлагать самим школьникам выбирать один дополнительный предмет для изучения — какой угодно. Нечто похожее советует Шеберстов: «Один день в неделю выделить под что-то самостоятельное, чтобы ребенок сам выбирал, что ему делать; дать этому поддержку».

Кодекс родителей успешного ребенка

  1. Любите ребенка, несмотря ни на что. Прихоти, неудачи или сомнения не являются поводом разочароваться в нем и лишить родительской любви. Напротив, теплое отношение поможет ему справиться со всеми трудностями.
  2. Поддерживайте все начинания. Мама и папа, которые поддержат в трудную минуту и ​​помогут достичь успеха в любом деле, это необходимость для каждого ребенка. Идите навстречу творчеству и экспериментам, покажите сыну или дочери, что вы всегда на их стороне и готовы помочь.
  3. Проявляйте интерес. Хорошо, что вы знаете, поел ли ребенок и как провел время в детском саду. Но всегда выводите его на диалог и демонстрируйте максимальную заинтересованность тем, что он делает. Так ребенок будет уверен в том, что родители рядом и им действительно интересны его переживания.
  4. Устанавливайте справедливые правила. Если и запрещаете ребенку, то объясните причины — что именно вам не нравится, и как это может повредить ему или кому-то еще. И обязательно расскажите, что сделать, чтобы изменить ситуацию. Дети все понимают, но нуждаются в понятных объяснениях. Проводите время вместе. Вы тоже были ребенком и, возможно, помните, как хотелось, чтобы мама и папа чаще брали вас с собой на прогулки, играли и рассказывали интересные истории. Так дайте это своим детям и не заставляйте их чувствовать себя обделенными.
  5. Будьте лучшим примером. Если целыми днями вы лежите на диване и бесцельно тратите время, глупо надеяться, что ребенок вырастет активным и целенаправленным. Подавайте личный пример, чтобы взрослая жизнь ассоциировалась у малыша с чем-то важным и интересным, а не скучным и однообразным.
  6. Учите анализу. Вы не сможете контролировать и наставлять ребенка всю жизнь — он ​​должен научиться оценивать свои поступки, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать решения и нести за них ответственность. Мягко и постепенно прививайте ему эти качества, и тогда вы сможете воспитать успешного человека.
  7. Удовлетворяйте потребности. Пирамида потребностей Маслоу актуальна и в детском возрасте. Просто в этот период именно родители удовлетворяют основные потребности ребенка. Делайте это сейчас, чтобы ребенок рос счастливым.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.