Как правильно хвалить ребенка: 5 советов от психологов

«Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а в ответ слышу отвечает: «Нет, Лиза умнее!» Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая!». Я говорю, что она замечательная старшая сестра и одаренный художник. А дочка тут же шпыняет младшего брата и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать мне, что я не права!

Зачем нужно хвалить?

Прежде чем разбираться с тем, как использовать этот инструмент мотивации, посмотрим, зачем вообще нужна похвала. Быть ценным важно для каждого человека, который любит свою работу и старается добиваться успехов. Мы лучше справляемся с работой, если регулярно ощущаем и осмысливаем свою ценность. Похвала позволяет почувствовать ценность. В результате поощренный ей человек чувствует, что делает нужное дело, что его старания не остаются незамеченными и приносят пользу, и стремится работать еще эффективнее.

Важно, когда не только руководитель хвалит сотрудников, но и между коллегами работает такой инструмент. Похвала коллеги тоже очень приятна и мотивирует, а кроме того, помогает выстраивать доверительные отношения.

Зачем нужно хвалить?

Стоит отметить, что похвала одного сотрудника или коллеги мотивирует всех остальных. Другие члены коллектива, услышав приятные слова в адрес коллеги, начинают тоже стремиться работать хорошо.

Показать ребёнку, что мы его замечаем, можно очень разными способами:

  • похвалить;
  • отложив все дела и глядя в глаза, внимательно выслушать то, чем сын или дочка хотят с нами поделиться;
  • улыбнуться;
  • одобрительно кивнуть;
  • порадоваться или восхититься тем, что он делает или рассказывает;
  • мимоходом показать большой палец, увидев, например, что ребёнок самостоятельно делает домашнюю работу;
  • обнять или поцеловать;
  • обстоятельно рассказать, что нам нравится в том, что сделал или от чего удержался ребёнок;
  • предложить какое-то дело в сфере интересов ребёнка: «Я видел (а), ты сейчас много рисуешь. Не хочешь в выходные сходить на мастер-класс по живописи вместе со мной?»;
  • попросить помочь вам или кому-то в том, что ваш ребёнок делает классно: «Может, сделаешь мне причёску? У тебя французские косички получаются намного лучше, чем у меня».

Этот список далеко не полный. Попробуйте продолжить его сами.

Ребёнку всегда необходимы поддержка и одобрение взрослых

Описывай, а не оценивай

Детям нужно внимание, а не оценки. А фразы вроде «Молодец» или «Ты у меня очень умный мальчик» априори ставят ребенку высший балл. Поэтому если эти слова слетают с твоих губ автоматически и слишком часто, стоит задуматься. Постоянные «умница», «самый лучший», «молодец» сковывают ребенка, ведь в них он чувствует фальшь. 

  • 5 веских доводов, почему не стоит хвалить ребенка «молодцом»

Помни: внимание вдохновляет, оценки порабощают. Поэтому лучше говори о стараниях ребенка: «Ты так усердно работал над этим», «Спасибо, ты очень помог».

Как правильно хвалить ребенка

Хвалебные тонкости

В первую очередь родители должны уяснить, что хвалить ребенка нужно только по делу. Следите за своим чадом и отмечайте, что у него раньше не получалось, а теперь получилось и сколько усилий было для этого потрачено. Чем качественней достижение, тем существенней должна быть похвала. Хвалить и поощрять необходимо только реальные достижения.

В то же время нельзя эти достижения игнорировать. Потому как похвала, в большинстве случаев, является основным стимулом для ребенка в продвижении и развитии. А если его достижений не видят и не ценят, тогда для чего напрягаться и тратить лишние усилия на то, что все равно никто не заметит.

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми во время похвалы. Не должно быть никаких условностей или «но». Ваш ребенок выучил новый стих — похвалите его за это. И не надо говорить, что он молодец, но вот соседский мальчик уже давно такие стишки рассказывает и гораздо выразительней (и все в том же духе). Ребенок будет чувствовать себя растерянным. Вроде как, с одной стороны и похвалили, но как-то не до конца. Так если соседский мальчик лучше, чем он, сам он хороший или нет. И это двоякое чувство «смажет» всю радость детского достижения.

Нельзя говорить ребенку, что хороший (так же как и плохой) он сам. Хвалить (так же как и осуждать) нужно только конкретное действие. Ребенок в таком случае должен сам для себя со временем составить оценочное мнение о собственной личности по итогам своих совершенных поступков. Иначе он будет соотносить мнение о себе не с тем, до чего он додумается в процессе анализа, а только с вашими словами.

Всегда подкрепляйте свои слова какими-то невербальными действиями. Улыбнитесь, погладьте его по голове, обнимите или придумайте свои собственные жесты для таких случаев. Для дружеского сближения родителей с детьми можете придумать даже целый ритуал, которым вы будете как бы поощрять ребенка. Начиная от стандартного «дай пять!» и заканчивая каким-то веселым танцем или чем-то подобным. Такое поведение будет означать, что вы принимаете достижение своего ребенка, а он будет знать, что его поймут и повеселятся вместе с ним.

Читайте также:  Бессонница на нервной почве: чем опасна и как лечить

САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА

секретов эффективной похвалы

1. Будьте честны

Любая фальшь и неискренность хорошо считываются ребенком на интуитивном уровне. Поэтому очень важно, чтобы похвала была действительно заслуженной и чтобы вы высказывали свои реальные мысли.

Не стоит и чрезмерно преувеличивать, особенно когда адресат прекрасно знает, что в данном случае проявил себя далеко не с лучшей стороны.

Представим следующую ситуацию: Вова – вратарь в школьной футбольной команде. В субботу у них был важный матч с ребятами из другой школы. Вова пропустил два мяча и очень из-за этого расстроился. Как правильно похвалить Вову? Рассмотрим два варианта.

— Ты сегодня был лучше всех! Отлично справился!

или

+ Мне понравилось, как ты поймал второй мяч. Он был очень неожиданным, но ты смог моментально отреагировать. Ты действительно ловкий!

Первый вариант не подойдет, потому что не отражает реальность. Вова знает, что мог бы справиться лучше, поэтому попытка уверить его в обратном приведет к еще большему разочарованию, а, возможно, и к утрате доверия к словам взрослого.

Во втором варианте мы не преувеличиваем действительность, а хвалим за реальное достижение. Подобный отзыв позволит Вове понять, что не все было так плохо, как ему представлялось, что есть положительные моменты и сильные стороны, которые можно развивать.

2. Давайте расшифровку

В эффективной похвале должно содержаться больше, чем просто «Ты молодец» или «Здорово». Обязательно объясняйте к чему именно относятся ваши слова, почему ребенок молодец или что он сделал так здорово. Понимание причины поощрения стимулирует детей повторять действия, которые вызвали похвалу, развивать и закреплять успех. Такой отзыв дает представление о сильных и слабых сторонах, помогает формировать адекватную самооценку.

Маша, ты молодец. Написала тест на 80 баллов из 100. Не все темы, встретившиеся в тесте, мы проходили, но несмотря на это ты справилась. Так держать! А поднажмёшь еще немного и сможешь выполнять работу на 95-100 баллов.

3. Откажитесь от оценок

Старайтесь избегать слов типа «хорошо», «плохо», «отлично», «на все 100%», «очень», «не очень» и т.д. По сути они не отражают ничего, кроме субъективного мнения, неся мало информации. Кроме того, они часто заставляют ребенка просто стремиться достичь оценки «отлично», даже не вникая, за что и по каким критериям она дается.

4. Не бойтесь эмоций

Похвала – инструмент, основанный на прямом взаимодействии взрослого и ребенка. Она должна служить не только для достижения определенных результатов деятельности, но и для улучшения детско-родительских отношений. Поэтому не бойтесь выражать свои эмоции, говорить, о том, что реально понравилось, пришлось по душе, «зацепило». Поверьте, отзыв станет вдвойне ценным, если в нем отразились реальные переживания.

Читайте также:  Как оформить патронаж или полное опекунство над стариком

Признаюсь, я волновался во время твоего экзамена, наверное, не меньше, чем ты. Но я рад, что ты смог справиться с этим и сдал экзамен на четверку. Я тобой горжусь!

5. Соблюдайте баланс

Похвала должна быть умеренной и уместной. Не стоит несколько раз высказывать ее в одинаковой форме: лучше найти новый повод для лестного отзыва. В то же время такие поощрения не должны быть чрезмерными, иначе могут привести к обратному эффекту – к расслаблению.

Но не существует строго определенного количества раз, когда нужно высказать похвалу. Это всегда индивидуально, поэтому при использовании данного инструмента ориентируйтесь в первую очередь на поведение ребенка и его успехи.

Если чувствуете, что он начал расслабляться и лениться, а результаты ухудшились, стоит повременить с очередной порцией приятных слов. В этом случае можно даже в мягкой форме попенять, напомнить, как ребенок отлично справлялся с деятельностью или задачей до этого, выразить надежду, что в скором времени увидите, как результаты восстановятся и даже улучшатся.

Сделать приятное ребенку легко – нужно просто захотеть по-настоящему. Часто достаточно одного предложения, чтобы юный герой снова поверил в себя. А зная, как правильно хвалить, и используя секреты, вы сделаете это приятное еще и полезным.

Как правильно хвалить подчиненных?

Во-первых, обращение к сотруднику должно быть личным, по имени.

Похвала должна быть конкретной. Сотрудник точно должен понять, что именно вы одобряете. Выделяйте то, за что вы хвалите. Это может быть ответственность, нестандартный подход, упорство в достижении нужного результата.

Лучше заменить слова «молодец», «умница» и т.д., которые представляют собой оценочный характер личности, а не признание конкретного вклада в дело. Хорошая атмосфера складывается, когда есть человеческое отношение, неважно, кто какую должность занимает, кто выше или ниже.

Фразы, которые можно использовать, лучше от первого лица:

  • Спасибо
  • Мне нравится
  • Мне приятно
  • Это хорошо сделано
  • Я очень доволен
  • Я в восхищении

Если во время похвалы нужно сделать замечание, есть специальная «Формула бутерброда»:

  • сначала идет похвала, что-то хорошее;
  • в середине критическое замечание в формате «что можно было бы сделать лучше»;
  • в конце снова одобрение.

Человек расслабляется, когда слышит что-то приятное и критику воспринимает адекватно.

То изменение атмосферы, которое случается, когда руководитель приобретает привычку высказывать одобрение, настолько ощутимо, что после уже не хочется выплескивать негатив. А как правильно делать замечания — это уже другая тема…