Какие сказки читать для развития речи ребенка

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Статья на тему:«Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста» — дошкольное образование, прочее Сказка как средство развития: сделает ли она вашего ребенка гениальным? Советы и рекомендации родителям в период самоизоляции. — Презентация к проекту По следам сказок (часть 1) презентация к уроку (младшая группа) презентация, доклад Презентация инновационного логопедического проекта на тему: «Развитие связной речи с помощью сказок» ( 1 класс ). — логопедия, презентации

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    Список литературы

    1. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2010– 288 с.
    2. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст]: теоретич. основы: основ. задачи: развитие речи в возраст. группах: для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с.
    3. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду [Текст]: ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12.
    4. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008. – 240 с.
    5. Флерина, Е. А. Развитие речи [Текст] / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – М., 2010. – С. 210-219.
    6. Формирование связной речи детей 4-5 лет [Текст]: планирование, конспекты занятий, лексич. материал / Л. Н. Сластья. –Волгоград Учитель, 2013. – 236 с.
    7. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов: пособие для самостоят. работы / В. И. Яшина [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
    8. Радуга [Текст]: программа и метод. рук. по воспитанию, развитию и образованию детей в дет. саду / В. В. Гербова [и др.]; сост. Т. Н. Доронова – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.

    ВконтактеFacebookTwitter

    Влияние сказок

    Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

    «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

    Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

    Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

    Влияние сказок

    Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

    Читайте также:  Ребенок и спорт: мотивация, возможные проблемы и помощь родителей

    Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

    Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

    Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

    У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

    Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

    Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

    Влияние сказок

    И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

    Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

    Читайте также:  Почему ребенок постоянно сосет палец: причины и последствия

    Основные задачи, направленные на развитие речи

    Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

    Основные задачи, направленные на развитие речи
    Основные задачи, направленные на развитие речи
    Основные задачи, направленные на развитие речи
    • Формировать и расширять словарный запас.
    • Грамматически правильно строить предложения.
    • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
    • Употреблять в речи монолог и диалог.
    • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).
    Основные задачи, направленные на развитие речи
    Основные задачи, направленные на развитие речи
    Основные задачи, направленные на развитие речи

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

    Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста
    1. Осязание. Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
    2. Зрение. Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
    3. Слух. Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
    4. Вкус. Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
    5. Обоняние. Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
    6. Моторика. Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

    Методы развития речи у дошкольников.