Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка

«Переходный возраст — особое время, когда человек вступает в пору юности, оставляя позади беззаботное детство. Он еще не взрослый и уже не ребенок: тело быстро меняется, скачут гормоны и многие психологические аспекты оставляют больше вопросов, чем ответов. Лучшее, что может сделать любой любящий родитель для своего ребенка, вступающего в пору пубертата — понять и поддерживать, что бы ни случилось», — говорит Юлиана Миляева. 

Подробный обзор

Если вы считаете, что ваш ребёнок над вами издевается, то это не совсем так — он взрослеет. Поэтому ваш осуждающий тон ни к чему.

Какой возраст считается переходным?

Переходный возраст затрагивает период полового созревания (пубертат), но не ограничивается им, как принято считать. В этот длительный период человек созревает и физически, и психологически. Поэтому если вы считаете, что в период изменения страдают только родители, то это не так.

Переходный возраст делят на три этапа:

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

В этот отрезок времени начинается половое созревание, которое характеризуется интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. В среднем у девочек изменения начинаются на 1-2 года раньше и длятся около 3 лет, у мальчиков — 4.

Как понять, что это пубертат?

  • У девочек набухает грудь, начинаются месячные.
  • У мальчиков увеличиваются яички.
  • Появляются волоски на лобке.

Если в этот период у ребенка часто меняется настроение — это нормально.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

К этому времени заканчивается половое созревание: то есть подростки физический могут продолжить род, но психологически к этому не готовы. Но у парней, в отличие от девушек, интенсивно увеличивается рост.

В этом люди перестают жить сегодняшним днем, строят какие-то планы на будущее и самостоятельно решают проблемы. Но это не означает, что они не нуждаются в поддержке семьи.

Центр социальной жизни — компания сверстников. Мнение друзей зачастую становится авторитетным.

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Все источники разного мнения: одни говорят, что этот период заканчивается в 21 год, другие — в 24.

К окончанию этого периода человек начинает мыслить рационально, обретает эмоциональную стабильность и настоящую независимость. То есть им не нужна финансовая помощь родителей, они могут полностью рассчитывать на себя, а мнение друзей не решает важные вопросы в их жизни.

Каковы особенности детей переходного возраста?

Эти особенности нужно знать родителям, чтобы проще переносить изменения своего ребёнка, уметь подстроиться под него, не вызывать дискомфорт, не потерять с ним связь.

В этот период на подростка обрушивается двойная нагрузка:

  1. Гормоны застилают здравый рассудок,
  2. Он психологически взрослеет и отрывается от семьи.

Из-за этого появляются некоторые особенности, о которых мы поговорим:

  • Их смущают пристальные взгляды. В этот момент подростков одолевает беспокойство: может они делают что-то нет или с ними что-то не так?

  • Под влиянием компании могут навредить себе. Ведь как можно струсить и ударить в грязь лицом?

14 лет — самый опасный возраст: подросток склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

  • Из-за гормональной перестройки в 12-14 лет ухудшается память — сложнее запоминать материал — из-за этого может упасть успеваемость.
  • Наказания — плохая мотивация. Кнут гораздо эффективнее работает в 18-32 года, а в 12-17 лет он бесполезен — здесь нужен пряник.
  • Они находятся в поиске себя, поэтому экспериментируют с внешностью в любых направлениях: одежда, татуировки, пирсинг, покраска волос и т.д.

Как общаться с подростком?

Для начала вспомните себя в этом же возрасте, а не сравнивайте его с собой настоящим и сформировавшимся. Если вам удастся нырнуть в своё прошлое, то будет проще найти ключ к своему ребенку в этот период.

  • Поддерживайте увлечения ребёнка. Если вы не можете вместе заниматься тем, что интересует вашего ребенка, то хотя бы проявляйте искреннее любопытство.
  • Помогите справиться с новым телом. ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с другими. Вы должны наоборот поддерживающего самооценку и ободрять. Нужно скинуть несколько лишних килограмм? Значит вместе идите в спортзал.
  • Не доставайте расспросами и советами. Назойливые советы, опека, допросы раздражают. Поэтому не нужно задавать 100 вопросов, а лучше научитесь слушать и строить разговор как со взрослым человеком. Интересуйтесь его мнением.
  • Позволяйте совершать ошибки. Вы можете дать совет, рассказать о последствиях, но не должны предостерегать от каждой шишке. И в случае неудачи не нужно потом комментировать: «А я же говорил(а)…»
  • Чаще обнимайте. Каждый человек нуждается в телесном контакте, независимо от характера и настроения. Но не нужно лезть с объятиями на людям, особенно при ровесниках ребенка.
  • Принимайте подростка настоящим. Вообще это правило касается общения с любым человеком. Вы не должны ломать подростка под свои взгляды и какие-то мечты. Если вы его будете принимать настоящим, он не станет при вас надевать маски. Помните, он — личность.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи.

Читайте также:  Лечение аллергии у новорожденного и детей старшего возраста

Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное.

В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий. 

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта. 

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта.

Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие – это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно.

Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними.

Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним. 

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях. 

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее. 

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста.

Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта.

Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло. 

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы. 

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень.

Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления.

Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным. 

8. Раннее развитие – залог успешного будущего

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот. 

9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает.

Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде. 

10. Раннее развитие прививает любовь к учению

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!

Елена,

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Особенности детей 1-лет

  1. Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
  2. Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
  3. Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
  4. Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
  5. Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
  6. В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
  7. Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
  8. У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
  9. Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
  10. Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
  11. Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.

Какие изменения происходят в физическом и психическом состоянии юношей и девушек в период активного взросления? Какие рекомендации можно дать родителям?

Подростковый период разделен на три этапа: ранний, средний и поздний и каждый из них уникален.

Ранний пубертат начинается от 8 до 14 лет. Он примечателен тем, что в это время в первую очередь меняется тело: у девочек начинаются менструации, растет грудь, а у мальчиков увеличиваются яички и активно растут волосы на лобке и в подмышках. В это время организм взрослеет, а мозг и восприятие окружающей действительности остаются детскими.

Чтобы этап прошел легче, родителям стоит деликатно обсуждать с детьми изменения, которые с ними случаются, но при этом не нарушать их психологические границы. И тем более не стоит обсуждать их с посторонними, даже если это близкие родственники и друзья.

Средний этап — от 15 до 17 лет. К этому моменту тинейджеры сформированы физически, мальчики входят в активную фазу роста, которая у девочек уже идет на спад. Но тут подключается психология. В этом возрасте у многих молодых людей возникают первые серьезные романтические привязанности и начинается сексуальная жизнь. Для родителей это самый тяжелый момент. Смотреть, как твой малыш стал взрослым и начинает принимать первые серьезные самостоятельные решения непросто: кажется, что каждый шаг ребенка должен быть подконтролен или случится ошибка. Вот тут берите себя в руки! Помните, что, если начнете давить на подростка, он пойдет против постоянного контроля и будет поступать назло из вредности. Если он захочет что-то сделать, все произойдет, но так, чтобы вы об этом никогда не узнали. Правда хочется именно этого? Вряд ли. Доверяйте своим детям, давайте им право выбора и считайтесь с их мнением. Уважайте их так, как вам хотелось, чтобы вас уважали ваши родители в их возрасте. Потому что иначе вам будут лгать. Причем всю оставшуюся жизнь.

Дети постоянно выдумывают и врут, подтасовывая реальность под фантазии. Но подростки могут говорить правду, если вы ее заслуживаете. Они выбирают путь обмана только в трех случаях. Если думают, что их обязательно осудят или накажут. Если уверены в том, что правда не имеет значения. И если вы их не уважаете. Чтобы тинейджер вам не врал, старайтесь сами говорить правду: подростки моментально считывают моменты, когда слова расходятся с делом и ведут себя соответствующе. Например, вы курите, а ему говорите, что это вредно. Поздравляю, вас обманут. Постоянно нарушаете обещания? Вам будут врать. Шантажируете подростка тем, что не будете его любить, содержать, поддерживать или что-то около того? Какая после этого может быть правда? Подростки слишком взрослые для того, чтобы принимать каждое слово за чистую монету — у них уже появляется критическое мышление. И слова, обращенные к ним, уже надо подкреплять поступками, а не просто давить авторитетом.

Какие изменения происходят в физическом и психическом состоянии юношей и девушек в период активного взросления? Какие рекомендации можно дать родителям?

Поздний этап переходного периода начинается с 18 и длится до 20-24 лет. В это время молодой человек или девушка уже обзаводятся минимальным жизненным опытом, начинают экспериментировать, ища свой путь и отрываются от семьи. Кто-то уезжает из дома, чтобы получить образование, кто-то находит работу, а кто-то — вторую половинку. Даже если вам не нравится выбор вашего ребенка, постарайтесь его принять и уважить. Не навязывайте свои правила игры, а иначе от вас сбегут, сверкая пятками. И, уж тем более, не угрожайте лишить подростка финансовой или иной поддержки. Давать ли денег или нет, решать только вам.

Но если вы оплачиваете учебу, покрываете карманные расходы или любым другим образом помогаете, помните, что вы делаете это добровольно.

И сами несете ответственность за свое решение ему помочь. Не надо контролировать подростка в финансовом отношении и угрожать, что если он не будет вести себя так, как вам хочется, то вы прекратите его обеспечивать. Как только вы что-то дали своему чаду — деньги на колледж, билеты в кино или гулянку с друзьями — это становится его собственностью, которой вы уже не можете распоряжаться. Если переводить на язык взрослых, то это выглядит так, что вы ходите на работу, а ваш шеф платит вам зарплату и говорит, на что вы ее потратите. Неправильно, правда?

Читайте также:  7 лучших электронные качелей для новорожденных

&nbsp/&nbspPublicDomainPictures

Да, нужно устанавливать правила. Но такие, чтобы все им следовали, а не только подросток. Помните, что ваше общение, прежде всего, должно быть основано на любви и доверии, а не на контроле и подчинении. Дисциплина, безусловно, важна, так же как хорошее образование, воспитание и нормы приличия. Но детей, в первую очередь, нужно любить и стараться понять, а уже потом адаптировать ко взрослой жизни. Ваше чадо может выбрать не тот путь, который вы ему готовите, и только мудрый родитель сможет принять это. Так будьте же мудры и терпеливы.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

  • Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
  • Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
  • Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
  • Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
  • Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
  • Какое будущее ждет школьное образование

Новые эмоции

В переходном возрасте подростки чаще начинают думать о сексе и испытывать влечение к тем, о ком раньше даже не думали. Это могут быть одноклассники или знаменитости. Тут не о чем беспокоиться — новые мысли совершенно естественны. При этом никто не обязан ходить на свидания и целоваться, если не готов к этому. Бывает так, что подростки не испытывают ни к кому особых чувств — это тоже нормально.

У мальчиков в период созревания все чаще случается эрекция. Она может быть вызвана эротическими переживаниями или не иметь явной причины. Еще один спутник переходного возраста — поллюция, то есть эякуляция во сне. С возрастом они прекратятся.

Гормональная буря, сопровождающая переходный возраст, вызывает постоянные перепады настроения. Подростки бывают угрюмыми, раздражительными, плаксивыми. Негативные эмоции быстро сменяются радостью, смехом, чувством влюбленности.

Девушки и юноши сами устают от таких скачков, но надо помнить, что виноваты в них гормоны, и это не навсегда. Как только перестройка тела завершится, настроение станет более стабильным.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Поддерживайте общение, несмотря ни на что

Вам будет проще, если вы с детства привыкли легко делиться со своим ребенком своими историями и позволяли ему высказываться на любые темы. Сохранить подобную легкость в общении просто и в подростковый период. Но если вы не обсуждали с ребенком в детстве какие-то «запретные» темы, мало рассказывали о себе и своем опыте, беспроигрышным вариантом будет больше слушать. Вы удивитесь, как много может рассказать вам подросток, если вы будете просто слушать и слышать его.

В особо сложных случаях вам нужно обратиться к семейному психологу. Часто родители не знают, как воспитывать подростка, и необдуманными действиями могут навредить ему и себе. Как понять, что ваши отношения с подростком нуждаются в психотерапии, поможет наш подкаст «Нужен ли вам семейный психолог?»