Лето перед первым классом: как его провести с пользой

Ещё три месяца — и начнётся совсем взрослая жизнь. Своё последнее лето перед учёбой дошкольники проводят по-разному: одни спят до обеда, другие часами просиживают за прописями и книгами, чтобы прийти к учителю уже с багажом знаний. Как лучше провести лето перед школой, нам рассказали Надежда Геннадьевна Ушакова, преподаватель начальных классов ГБОУ СОШ № 2054 ШО № 4, г. Москва, и Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев.

Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Обязаны ли родители делать домашнее задание с ребенком? Этим вопросом задаются многие родители, чьи дети посещают школу.

Родители обязаны обеспечить выполнение домашнего задания учащимся, поскольку оно оценивается и влияет на аттестацию школьника. Неисполнение этой обязанности может повлечь негативные последствия для родителей, и вот почему.

Попробуем посмотреть на этот вопрос со стороны закона.

Правовые нормы

Статьёй 43 Конституции России установлено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (п. 4 статьи).

Семейный Кодекс Российской Федерации конкретизирует приведенное положение Конституции РФ.

Частью 2 ст. 63 СК РФ установлена именно обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы образования и обучения с учетом мнения детей.

Согласно с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

КоАП РФ содержит статью № где неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению несовершеннолетних влечет наказание — предупреждение или штраф.

Из этого можно сделать вывод о том, что неисполнение родителями обязанности по обучению детей нарушает права ребенка, гарантированные законом, что наказуемо.

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.
Читайте также:  Как увеличить лактацию при грудном вскармливании?

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

Малыш должен уметь считать от 1 до 10, обратный счет от 10 до 1, находить недостающее число в ряду из нескольких, в рамках десятка выполнять элементарные расчетные операции.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Психическое развитие детей в лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Advertisement

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Что еще может войти в список принадлежностей для класса?

Для обычной средней общеобразовательной школы дополнительные принадлежности не понадобятся, а в специализированных гимназиях или лицеях в школьную программу могут входить различные дополнительные дисциплины. Может потребоваться особая спортивная одежда, более широкий набор для развития творческих способностей или особенные тематические тетради для некоторых предметов.

В первые дни сентября пройдет родительское собрание и классный руководитель вам расскажет, какие школьные принадлежности для 5 класса нужно приобрести дополнительно. В любое время можно будет пойти в магазин и докупить то, что нужно. В течение учебного года могут понадобиться какие-либо вспомогательные материалы, так что список не ограничивается лишь предметами первой необходимости.

Совет. Когда соберетесь отправиться на шоппинг, не забудьте обо всем, что нужно купить к школе в 5 класс, список распечатайте и возьмите с собой, так вы не пропустите ни одного важного пункта. Привлекайте к покупкам своего ребенка, чтобы помочь ему развить чувство ответственности и научиться экономно относиться к деньгам. С раннего возраста детям необходимо начинать понимать, что вещи не появляются из ниоткуда, а количество денег, на которые их покупают, имеет свои ограничения. Делая покупки вместе с ребенком, вы не только выберете для него более подходящие вещи, но и научите серьезней относиться к семейному бюджету.

Собираюсь в 5 класс!!!

Дружеский настрой

От родительского настроя зависит то, как ребёнок воспримет школу. Да, родители имеют своё представление о школе, но это было давным-давно. Это был их опыт, их школа, их возможность постижения знаний. Но ребёнок — это другая планета, и ему предстоит нажить свой собственный опыт. Не стоит забывать, современные дети живут в совершенно другом мире, в совершенно другое время. Многие вещи, которые были понятны нам, родителям, изменились, стали совершенно другими.

Поэтому старайтесь стать вашему ребёнку другом, уберите назидательный тон, не ставьте в пример свой собственный опыт обучения. Это нелегко, ведь друзья спорят, ссорятся, дают советы, и не всегда эти советы бывают приятны той или другой стороне. Но это важно для ребёнка, и это поможет ему легче адаптироваться к новым условиям.

«Развивать ребёнка летом лучше между делом, без принуждения и не в учебной атмосфере».

Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев:

— Хорошо развитая мелкая моторика, внимание и память — условие успешного школьного обучения, поэтому летом можно смело просить будущего первоклассника помочь перебрать гречку, рис и горох, собрать с ним мозаику и конструктор с мелкими деталями или же предложить нанизывать бусинки и пуговки на нитку. Если вы отдыхаете на пляже, то очень полезны будут занятия с песком, галькой, мелкими ракушками.

Совместные настольные игры, разгадывание ребусов, раскраски помогут развить усидчивость и внимание. А ещё такие занятия отлично сплотят всех членов семьи и укрепят дружескую атмосферу.

Конечно, все родители знают, что ребёнку важно уметь считать и различать цвета. Эти умения можно также тренировать повсеместно. Например, отправляясь куда-то с ребёнком, попросите по дороге его подсчитать, сколько проехало машин определённого цвета. А можно посоревноваться: кто увидит больше букв «А» за время прогулки?

Знание букв, цифр конечно важно, но не менее важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться в пространстве, то есть знал, где верх и низ, лево и право, умел быстро найти их на листе бумаге. Тренируйте эти навыки в процессе путешествий и прогулок.

Читайте также:  Аллергия у детей — виды, симптомы, лечение

Не забудьте выучить с будущим первоклассником его имя и фамилию, домашний адрес, имена и телефоны папы и мамы. А перед самим 1 сентября напомните ребёнку, что со всеми вопросами он может и должен обращаться к учительнице, ведь в школе она — самый главный взрослый .

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Ушакова Надежда Геннадьевна Коптева Ирина АндреевнаЧитать дальше

  • «Я выжил после рака, а моя жена — нет». Исповедь отца
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • Компьютерная зависимость: нужно ли давать гаджеты дошкольнику?

Диагностика развития. Тест

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок гармонично развит, предложите ему пройти простой тест. Проводить тестирование лучше в 2 подхода. Для этого вам понадобится:

  • 6 карточек “профессии” (доктор, учитель, строитель, продавец, художник, водитель);
  • 5 карточек домашних животных, 5 карточек диких животных;
  • 5 карточек “садовые цветы”, 5 карточек “полевые цветы”;
  • 10 карточек разного цвета (6 цветов спектра, белый, черный и 2 на выбор);
  • 2 картинки с 6-7 отличиями;
  • чистый лист бумаги;
  • нарисованный круг;
  • несколько логических рядов (рисунки 4 предметов, 3 из которых объединены 1 или 2 общими признаками);
  • пазл на 24 детали;
  • конструктор, нарисованный чертеж строения;
  • 8 парных карточек;
  • раскраска;
  • 3-4 новые скороговорки;
  • 3-4 пословицы;
  • пластилин;
  • алфавит.

Задания:

  1. Попросите малыша посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года, часть суток, день недели, месяц.
  2. Спросите, какое у ребенка имя и фамилия, домашний адрес;
  3. Покажите карточки “профессии”, попросите рассказать, чем занимаются изображенные люди;
  4. Смешайте карточки домашних и диких животных. Попросите рассортировать их по месту обитания;
  5. Смешайте полевые и садовые цветы. Попросите рассортировать;
  6. Покажите цветные карточки. Попросите назвать цвета, найти их в окружающих предметах;
  7. Попросите найти в окружающих предметах знакомые формы (круг, квадрат);
  8. Покажите 2 похожие картинки. Попросите найти отличия между ними;
  9. На чистом листе бумаги нарисуйте волнистую линию. Попросите повторить ваш рисунок;
  10. Покажите нарисованный круг. Предложите разделить его на 2, 4 равные части;
  11. Попросите назвать окружающие ребенка предметы мебели, игрушки;
  12. Предложите решить логический ряд;
  13. Попросите сложить пазл;
  14. Покажите чертеж. Предложите построить такой же объект из конструктора;
  15. Достаньте 8 парных карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить расположение каждой карточки. Переверните их стороной без рисунка. Попросите найти все пары, поднимая по одной карточке;
  16. Скажите скороговорку. Попросите повторить за вами в разном темпе;
  17. Попросите раскрасить раскраску, не выходя за контуры;
  18. Расскажите пословицу. Попросите объяснить значение;
  19. Предложите слепить фигурку животного из пластилина;
  20. Возьмите алфавит. Покажите на букву, попросите вспомнить слово начинающееся с нее.

Результаты:

  • Ребенок уверенно справился со всеми заданиями, то вам можно не переживать. Он хорошо развит. Продолжайте в том же темпе.
  • Карапуз выполнил сам от 10 до 15 заданий, а остальные с вашей помощью, то необходимо обратить внимание на слабые места.
  • Самостоятельно сделано до 5 заданий, остальные не выполнены или с помощью взрослого — необходима консультация со специалистом, дополнительные занятия по наиболее слабым местам.