Раннее развитие глазами просвещенной мамы (часть 1)

Стремясь воспитать всесторонне развитую личность, родители записывают ребенка на различные дополнительные занятия. Но больше — не значит лучше. Излишняя нагрузка может привести к переутомлению. Чтобы избежать этого, необходимо найти баланс между учебой, спортом и кружками.

Как ограничивать 

В первую очередь, дети ориентируются на родителей, поэтому если взрослые сами постоянно с телефоном в руке, то и ребенок считает это нормальным. В этом случае разговоры и ограничения могут не помочь. Если ребенок дошкольного возраста, то нужно четко проговаривать условия: после еды, только один мультфильм или один уровень в игре. 

С более старшими детьми можно попробовать выделять общее время на планшет в неделю. Если ребенок провел все воскресенье у компьютера и истратил выделенное время за один день, значит на неделе использовать гаджеты можно только для учебы. Так постепенно подросток учится контролировать время самостоятельно и развивает силу воли. Хорошо, если у ребенка есть другие занятия: кружки, спорт, прогулки с друзьями, настольные игры по вечерам с родителями. Все, что позволяет заметить, как много интересного в реальном мире. 

Есть программы для контроля времени, проведенного у компьютера, но дети быстро учатся их обходить. Поэтому родителям лучше самим следить за состоянием ребенка.  

Наши эксперты солидарны во мнении, что гаджеты не должны быть устройством, благодаря которому о ребенке можно забыть на некоторое время.

  • Гаджеты не опасны, если не мешают обычной жизни ребенка
  • До двух лет малышу не стоит включать мультфильмы или показывать игры, даже обучающие программы
  • Лучший способ уменьшить компьютерное время — насыщенная реальная жизнь
  • Родительский контроль лучше компьютерной программы. 

Оценка ресурсов

Семейные ресурсы — вот от чего следует отталкиваться в первую очередь при выборе кружков. Речь идет как о финансах, так и о выдержке, организационных умениях, наличии помощников. Стоимость дополнительных занятий не имеет границ. Пока одни дети посещают бесплатные школьные секции, другие осваивают дорогостоящие виды спорта и хобби. На специальную форму, материалы или инструменты требуются деньги.

Замечательно, когда дедушки или бабушки могут отвезти ребенка на занятие, пока родители на работе. Можно не беспокоиться о том, что опять придется пораньше отпрашиваться с работы. Но нередки случаи, когда по инициативе старшего поколения ребенка отдают на множество кружков одновременно. Родители боятся обидеть помощников, поэтому выполняют все их пожелания.

С особыми проблемами сталкиваются родители братьев и сестер. Казалось бы, двое похожих детей, воспитанных в одинаковых условиях. Но то, что нравилось старшему ребенку, может оказаться неприемлемым для младшего. Ему требуются совершенно другие внешкольные нагрузки.

Избыток семейных ресурсов не всегда приносит счастье. Обычно в финансовой сфере преуспевают амбициозные люди, которые постоянно учатся чему-то новому. И они ожидают от своих детей такой же целеустремленности и готовности осваивать полезные навыки. Ребенка отдают на плавание, скрипку, шахматы — и это не считая уроков в школе. Многие не выдерживают подобной гонки и сбегают из-под родительского контроля при первой возможности.

С другой стороны, при нехватке ресурсов у ребенка даже нет возможности попробовать новые хобби. Занятия выбираются по принципу «чтобы бесплатно и близко к дому». Хорошо, если найдется хотя бы один кружок, соответствующий этому требованию. Какой там преподаватель и хочется ли чаду туда ходить — вопрос второстепенной важности.

Обе ситуации не обещают ничего хорошего. Но при втором раскладе у детей сохраняется желание что-то делать. Они охотнее осваивают новые хобби в подростковом возрасте, более обдуманно выбирают будущую профессию.

Творческие кружки: чем полезны, что развивают

Большинство детских кружков направлены на творческое развитие ребенка. Но что такое творчество? Это создание нового, одновременно результат и процесс, в ходе которого ребенок знакомится с множеством новых для него вещей и явлений.

Ребенок осваивает новые материалы или техники, развивает, таким образом, мелкую моторику, готовит руку к сложным операциям, например, письму или черчению, тренирует пространственное мышление, логику, что пригодится в будущем для занятий алгеброй и геометрией. Так что неверно будет преуменьшать роль «развивашек», где с маленькими детьми рисуют солнышки или собирают фигурки из желудей. Все это — шаги на пути к освоению школьных наук. И, конечно, раскрытие талантов.

Перечислим по пунктам плюсы посещения творческих занятий:

  • полезное времяпрепровождение, отличное от посиделок за телевизором, смартфоном или другими гаджетами;
  • приобретение полезных навыков и умений, которые пригодятся в будущем;
  • подготовка ребенка к учебному взаимодействию с детьми и взрослыми (преподавателями), что пригодится в школе или детском саду;
  • расширение кругозора, получение новых впечатлений;
  • обнаружение талантов в рисовании, лепке. В будущем родители могут отдать свое чадо, показавшее успехи, например, в изобразительных искусствах, в художественную школу. Но открыть этот талант как можно раньше помогут занятия в детском развивающем центре.
  • приобретение новых друзей;
  • разнообразное физическое развитие (если ребенок посещает оздоровительную гимнастику или театральную студию для малышей).

Удивительно, но у посещения творческих развивающих занятий есть минусы:

  • родителям придется подстраивать свой режим и режим дня ребенка под посещение кружков;
  • возрастает опасность заражения вирусами от других детей.
  • И вместо художника получается солдат…  

    Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои.

    Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

    Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

    Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра.

    И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам.

    Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

    Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

    Методика Монтессори, или самая рациональная методика

    Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году, стала первой женщиной-врачом в своей стране, много работала со слабоумными детьми. Когда же ее методы возымели свое действие, и слабоумные дети стали опережать в своем развитии нормальных, она задумалась о несовершенстве общей системы образования. Сегодня метод Марии Монтессори — один из самых распространенных в мире.

    Интересно и трагично то, что своего родного сына Мария Монтессори вынуждена была отдать на воспитание в интернат, так как брак с его отцом не состоялся и Мария боялась осуждения католической церкви. Однако, став юношей, Марио узнал свою настоящую мать, стал ее близким другом, соратником и продолжателем ее дела.

    Основополагающий девиз методики Монтессори — «Помоги мне это сделать самому». У ребенка, настаивает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш учил (а лучше — образовывал) себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума. А еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

    То есть обучать — это значит:

    • создать развивающую среду;
    • создать вместе с воспитанниками несколько четких и простых правил;
    • наблюдать за учениками, не вмешиваясь в процесс.

    Таким образом, находясь в рамках установленного взрослыми порядка, ребенок развивается только в собственном ритме и темпе, сообразно с индивидуальными потребностями. Всю программу обучения он устанавливает себе сам. Пособия и приспособления всегда доступны. Он пользуется тем, тогда и столько, что, когда и сколько ему необходимо. Таким образом, он приобретает независимость, но и берет на себя ответственность за собственное обучение. А это два самых сложных и полезных навыка, которые может получить маленький человек.

    Чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем он показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, не отчаяться и не потерять интерес. Поддерживать интерес — одна из главных задач учителя.

    В настоящий момент в группы Монтессори принимают практически с рождения. Группы разновозрастны, но сформированы по наличию некоторых ключевых навыков: с 2 до 16 месяцев, с 16 месяцев до 3 лет, с 3 до 6 лет. Школ Монтессори для детей старше 6 лет в мире не так много.

    Уроки для малышей в монтессорианских группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкать нос. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы и крючки, завязывать шнурки.

    Читайте также:  Как выбрать коляску для новорожденного | ОкейДок

    Сенсорный Монтессори-материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов — величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Это шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши и т.д.

    Правила, которые создаются в каждой конкретной группе заново, могут немного отличаться по форме и содержанию, но всегда направлены на защиту интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Как пример можно привести следующие: «Хочешь работать вместе — договорись об этом», «Можно наблюдать за работой других, не мешая им», «После работы приводим материал и рабочее место в порядок», «Когда трудно — просят о помощи и благодарят» и т.п. Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

    Основным отличием методики Монтессори от вальдорфской педагогики можно назвать положение учителя. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой, Монтессори-учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности.

    Кроме того, вопрос об интеллектуальном развитии для Монтессори является лишь вопросом естественности развития малыша. Тогда как вальдорфские педагоги считают раннее интеллектуальное развитие форсированным.

    Маму настораживает

    Говорят, методика Монтессори отрицает положительное влияние волшебных сказок, ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково «впитывают» и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре. Якобы сказки не содержат материала для развития воображения. Мария Монтессори рекомендовала вместо них истории, наполненные реальными знаниями о жизни, которые, по ее мнению, являются стимулом для продуктивного творческого познания и развития.

    В продаже имеется

    Рамки Монтессори. Фанерные дощечки с отверстиями разных форм и размеров, а также вкладыши. Задача малыша — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки Монтессори дают материал по геометрическим формам. Однако сегодня выпускаются пособия по разным тематикам (животные, фрукты и т.д.).

    Учите детей заботиться о собственном здоровье

    Ребенок взрослеет, у него формируется собственный вкус. Задача родителей объяснить ему о важности употребления здоровой пищи и выполнения физических упражнений. Пищевая промышленность выпускает много продуктов, которые очень нравятся детям, но наносят их здоровью непоправимый вред: кола, чипсы и прочее. Не запрещайте в категорической форме своему ребенку употреблять эти продукты. Лучше дайте ему посмотреть ряд пропагандистских роликов о вреде этих продуктов и последствиях их употребления.

    Учите детей заботиться о собственном здоровье

    Для правильного роста и формирования красивой осанки дети должны заниматься физическими упражнениями. Пусть хорошей традицией в вашей семье станут утренние пробежки всех членов семьи.

    О вреде раннего развития

    Антонина придерживается принципа, что обучение и развитие ребенка должны быть исключительно добровольными, в радость и удовольствие ребенка.

    «Если малыша тянет к музыке, музицируйте. Если ему нравятся книги, читайте вместе книги. Если он в восторге от игры в футбол, поддерживайте инициативу. Например, Мария Монтессори в основу своей методики заложила веру в то, что ребенок интуитивно тянется к тому, что является самым важным в его развитии в данный момент времени. Поэтому нежелательно только то, что насаждается взрослыми, вредна критика, гиперконтроль и гиперопека»

    Развитие и познание – это удовольствие, которого лишились некоторые взрослые. Не стоит отбирать эту радость у своих детей, пускай познают мир в своем темпе, прислушиваясь в первую очередь к себе. А взрослые тем временем могут не останавливать свое развитие, занимаясь творчеством и хобби.

    Как выбрать правильную методику обучения чтению

    Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

    Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

    1. Азбука, в которой для каждой буквы имеется определенная картинка. Детям нравятся яркие изображения, что позволяет им с легкостью визуализировать новую информацию и намного быстрее ее запомнить. Однако не стоит слишком увлекаться картинками, иначе малыш «привязывается» к образу конкретной буквы, забывая о том, как она выглядит на самом деле.
    2. Букварь – классика всех времен и поколений. Несмотря на изменения в оформлении современных букварей, их принцип остался неизменным – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Нужно выбирать буквари, где изучение букв и слогов идет параллельно – для моментального укрепления пройденного материала.
    3. Кубики Зайцева. Педагог из Санкт-Петербурга Н.А Зайцев создал кубики со складами – это отличное решение для обучения детей в игровой форме.

    Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.

    Метод Сесиль Лупан

    С. По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.

    Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:

    • Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
    • Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
    • Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
    • Не надо устраивать проверки знаний;
    • Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.

    Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы. Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители. Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.

    В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.

    По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:

    1. Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
    2. Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
    3. Поощрять двигательную активность.
    4. Заложить основы речи.

    Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:

    • Малыш растет в любви и гармонии;
    • Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
    • Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.

    Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.

    Как приучить ребенка есть полезную пищу?

    «В первую очередь – своим примером, – говорит Мария Мамедова. – Если в доме не едят вредную еду, то ребенок будет ежедневно хотеть то, к чему привык с раннего возраста. Ученые говорят, что даже во время беременности и грудного вскармливания пристрастия будущей матери к определенной пище передаются ребенку».

    Важно заранее готовить правильные перекусы, чтобы дети между основными приемами пищи хватали со стола не печенье или конфету, а фрукты или гранулированные отруби. И вкусно, и полезно одновременно.

    Если в холодильнике будет стоять газировка или сладкий магазинный сок, можно дать стопроцентную гарантию, что ребенок выпьет в первую очередь именно их, а не жизненно необходимую чистую воду. Поэтому фильтр с водой должен быть на самом видном месте, чтобы постоянно попадался на глаза.

    «Наблюдайте за тем, что ест ребенок, и хвалите его правильный выбор. Делайте акцент на тех продуктах, потребление которых ведет к здоровью, красоте и отличным спортивным достижениям: в зависимости от того, чем он увлечен», – говорит Мария Мамедова.

    Большинству вредных продуктов можно найти полезные заменители. Картофельные и кукурузные чипсы заменят сушеные фруктовые дольки. Вместо конфеты можно съесть сухофрукты и сушеные ягоды. Тут важно не перепутать с цукатами, в которых сахара не меньше, чем в леденцах.

    Организация регулярного питания уменьшает количество перекусов, а значит, позволяет лучше контролировать, что едят дети. Если завтраки, обеды и ужины проходят за общим столом со взрослыми, то возможности перехватить пару конфет вместо супа значительно уменьшаются. Но и здоровые перекусы тоже не во вред, это залог хорошей работы пищеварительной системы. Сделайте их доступными и удобными для ребенка. Что можно использовать, если нет времени готовить?

    • Нарежьте в контейнеры палочками морковь, сладкий перец, огурцы.
    • Попкорн без искусственных добавок и без насыщенных жиров – отличный цельнозерновой снек.
    • Разлейте по небольшим бутылочкам фруктово-овощные смузи.
    • Поставьте вазу с фруктами на самом видном месте.

    Позволяйте детям участвовать в составлении меню, так они становятся более заинтересованными в результате. Всегда приятно получить к обеду именно то, что заказано, то, что любишь. Не стоит заставлять есть нелюбимые продукты, какими бы полезными они ни были. Всегда можно найти не менее полезную замену. И обращайте внимание на то, чтобы полезные продукты были высококачественными.

    Сократите в рационе количество простых сахаров. Для этого совсем не обязательно сажать ребенка на диету – достаточно посмотреть на этикетку тех продуктов, которые вы покупаете по привычке, не обращая внимания на состав.

    • Замените привычный батон на цельнозерновой хлеб.
    • Выберите вместо сладкого йогурта натуральный с жирностью не более 1-3%.
    • Приготовьте домашнее печенье вместо покупного.
    • Лучшей заменой покупным напиткам будут вода и фрукты или фруктово-овощные смузи.
    • Постарайтесь исключить трансжиры. Они чаще всего содержатся в переработанных продуктах, еде быстрого приготовления, жареной еде, замороженных пиццах, пирогах, печенье, маргаринах и бутербродных смесях.
    • Если в вашем рационе большое место занимает жареная пища, попробуйте постепенно перейти на тушеные, приготовленные на пару или запеченные продукты.

    Во время еды важно поддерживать приятную атмосферу. Выяснение отношений и «разбор полетов» лучше отложить на другое время. Телевизоры и планшеты тоже лучше выключить. Когда человек занят просмотром мультфильма или телепередачи, его мозг не думает о еде, что пагубно влияет на пищеварение и ведет к ожирению.

    «Кстати, правильному процессу приема пищи можно поучиться у малышей, – говорит Мария Мамедова. – Они едят только тогда, когда голодны, тщательно пережевывают пищу, отдавая этому все свое внимание. И прекращают есть, как только насытились. При этом детей до трех лет невозможно заставить питаться продуктами, которые им не нравятся. А выбирают они, как правило, именно те, которые в данный момент необходимы организму».