Раннее развитие ребенка: 14 самых популярных методик

Чем полезны дополнительные занятия

  • Любопытство

В школе или детском саду ребенок не может научиться всему. И не может полностью удовлетворить свое любопытство. Дошкольникам не так обязательно заниматься дополнительно — им важнее общение, сначала с родителями, потом со сверстниками. Но младшему школьнику важно найти учителя по интересам и воплощать свои мечты. И тогда это будет не дополнительной нагрузкой, а билетом во взрослый мир. Подростку также важно заниматься тем, что ему интересно — так он поймет, какую профессию выбрать в будущем.

  • Гибкие навыки

Не так важно, чем именно занимается ребенок, он все равно учится учиться. В процессе он развивает не только предметные, но и гибкие навыки: привыкает работать с информацией, обращаться за помощью, ставить перед собой цели. И это важнее, чем знать, как ходят фигуры, потому что пригодится в любой профессии и в любой сфере жизни. И чем больше у ребенка разных кружков, тем больше опыт.

  • Выбор профессии

Дополнительные занятия подталкивают ребенка углубиться в то или иное направление. Даже если ребенку кажется, что это хобби, все равно именно в этой сфере формируются его ценности, интересы. Например, ребенок увлекается миром муравьев. Даже если он не будет углубленно заниматься биологией, его любопытство и любовь к деталям, способность бесконечно и терпеливо наблюдать и ждать приведут его в инженерный вуз.

  • Примерка разных ролей

Особенно это важно для подростка. Некоторые родители говорят, что подростки не могут определиться и пробуют то спорт, то творчество, то робототехнику. В этом нет ничего страшного. Задача подростка — попробовать все, примерить на себя разные роли и понять, что больше ему по душе. И даже если ребенок не может определиться ни с чем, это тоже важно — он откидывает и сужает поле выбора и приближается к тому, что станет делом жизни.

[Светлана Филатова, Анна Полищук] Нейропсихология для родителей. Всё, что нужно знать каждой семье о развитии ребенка (

Вебинар Светланы Филатовой. Отвечаем на вопросы вместе с Анной Полищук.

Проект «Дети, готовые к будущему» в качестве предновогоднего подарка подготовил для всех вас фантастически полезный и очень интересный вебинар на тему, которая нужна всем: «Нейропсихология для родителей. Всё, что нужно знать каждой семье о развитии ребенка.»

Вебинар будет проходить 6 декабря в 12:00.

Вебинар этот будет идти только один раз! Повторов не будет! Поэтому не пропустите!

На вебинаре Вы узнаете всю необходимую для родителей базу удивительной науки нейропсихологии! Как работает мозг, что для него полезно и вредно. Этапы и сензитивные периоды развития головного мозга ребенка. Вы узнаете, в каком возрасте что нужно развивать ребенку, а что делать не надо и вредно! Узнаете, где кроется причина школьной неуспеваемости, нарушения эмоционально-волевой сферы, задержки развития. Как помочь ребенку при таких проблемах. Поговорим, как улучшить продуктивность работы головного мозга. Обсудим, зачем нужны обследования, которые мы рекомендуем.

Читайте также:  Как мыть ушки новорожденному. Как чистить уши младенцу

История создания

Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:

– Шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер

– Шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали директору Института раннего вмешательства права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994-2000) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».

В настоящий момент АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» обладает исключительными правами на данную методику (ст. 1259 ГК РФ).

Мобильники — не для учебы

Роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ, детских садов, лагерей и других детских учреждений. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.

В документе детально прописаны очень многие аспекты школьной жизни. Так, занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра. Проведение "нулевых" уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Продолжительность перемен между уроками — не менее 10 минут. После второго или третьего урока должна быть большая перемена — 20-30 минут. (Можно сделать две больших перемены). Особо подчеркивается, что организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению нагрузки.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Кроме того, санитарные правила устанавливают требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Например, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, для планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 35 минут.

Также при организации работы школ предусмотрены физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой детей — в том числе во время письма, рисования, использования электронных средств.

Очень важный пункт касается использования мобильников для обучения: "Для образовательных целей мобильные средства связи не используются". Почему? На этот вопрос "Российской газете" ответили в Роспотребнадзоре

— Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, — рассказали "РГ" в пресс-службе ведомства.

Что еще прописано в новых санпинах? В начальных классах при использовании ноутбука нужно использовать дополнительную клавиатуру. При использовании электронных средств обучения рабочее место должно обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов. Наушники можно использовать непрерывно не более часа: громкость — не более 60% от максимальной. Электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.

— При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов, — говорится в документе. — Обучение должно заканчиваться не позднее часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

Тревожные наблюдения

Не только предупреждения психологов и нейропсихологов стали причиной негативного отношения к раннему развитию. Родители и педагоги делятся наблюдениями, что современные дети значительно отличаются от предыдущих поколений, и часто не в лучшую сторону. Марьям Безруких приводит следующую статистику: 60 процентов первоклассников имеют несформированную речь, чего в прошлом не наблюдалось.

В школах массово стали вводить штатного логопеда, рассказывает психолог Юлия Андреевна Старостина, раньше такой специалист был не нужен. Могут ли эти негативные изменения быть следствием изменившегося образа жизни дошкольников? В 2015 году Юлия Старостина провела свое небольшое исследование в подмосковном Подольске. Она сравнила психоэмоциональное состояние двух групп детей: в первую группу были включены те, чье развитие форсировалось (то есть помимо детского сада дети посещали три и более кружка развития, следовательно, были чрезвычайно перегружены), во вторую группу попали менее загруженные дети. Занятия детей в первой группе в основном были ориентированы на интеллектуальное развитие. Исследование выявило «общее неблагополучие эмоциональной сферы дошкольников в обеих группах». При этом в первой группе дошкольники в большей степени испытывали дефицит близкого общения с мамой (54,5 процента против 13,6). Также у детей из первой группы тенденция к отсутствию личных желаний оказалась выше (27,3% процента против 9,1). Впрочем, и без исследований очевидно, что чрезмерная занятость не может привести ни к чему хорошему, а детский сад и три интеллектуальных кружка в неделю для маленького человека — это слишком много (если, конечно, он не вундеркинд). Если большинство детей живут именно в таком режиме, возникновение различных проблем к школьному возрасту представляется вполне логичным.

Пожалуй, любой имел возможность убедиться на собственном опыте, к каким неприятностям могут приводить хронические перегрузки. От психического и физического перенапряжения болеют не только дети, но и взрослые. Однако в случае детей перегруженность интеллектуальными занятиями означает, что у них не просто нет достаточного времени на отдых и восстановление, но и нет времени на игры, на физическую активность, на общение со сверстниками и родителями, а без этого благополучное развитие ребенка невозможно. «Даже когда родители проводят время с детьми, —-комментирует Юлия Старостина, — они выбирают дидактические игры. Ничего плохого в дидактических играх нет, но при условии, что ребенок — один или с родителями — играет еще и в сюжетно-ролевые игры».

Развитие дошкольника (впрочем, как и школьника) не должно быть однобоким: нельзя заполнять весь день ребенка только обучением или только тренировкой памяти и так далее — это действительно вредно. Гармоничное развитие — это всестороннее развитие (включая физическое), оно адекватно возрасту ребенка, а самое главное — не противоречит его интересам. Кроме того, у ребенка, конечно, должно быть свободное время, общение, игры, в которые ему самому хочется играть. Если родители будут соблюдать баланс в развитии детей, возможно, ситуация с первоклассниками перестанет быть такой удручающей. Как замечает Нина Асанова, «любая крайность — это плохо, нужен баланс».

Методика Никитиных, динамическая гимнастика

Только родившийся малыш адаптируется к новому миру, у него есть некий запас рефлексов, которые можно развить и использовать для гармоничного развития крохи во всех областях (интеллектуальное, творческое). Адекватные физические нагрузки укрепят иммунитет ребенка, стимулируют мышечный тонус и помогут получать больше радости от жизни.

Светские педагоги-новаторы супруги Борис и Елена Никитины разработали собственную систему воспитания детей, основной принцип которой состоял в предоставлении ребенку полной свободы выбора из предоставленных возможностей.

Методика — ЗДЕСЬ.