Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

Мы с мужем частенько разговариваем с нашим маленьким сыном на взрослые темы. Безопасность ребенка у нас стоит на первом месте, поэтому мы часто говорим на эту тему, пытаемся все разъяснить доступным языком и стараемся не придумывать всякие небылицы. Вот и в этот раз, мы ехали в поликлинику и случайно заговорили о незнакомых людях, как вести Станиславу себя с ними.

Стоит ли говорить

Объяснить ребенку развод родителей – непростая задача. Нужно учитывать возраст, правильно подобрать слова, продумать, что стоит рассказать, а о чем лучше умолчать, суметь успокоить.

Надо ли говорить детям, о том, что родители разъезжаются — этот вопрос волнует маму и папу совсем еще маленького чадо. Им кажется, что малыш еще настолько несмышленый, что, возможно, ничего и не поймет. Как говорят психологи, даже с трехлетним нужно проговорить грядущие в его жизни перемены и на его языке объяснить, почему так произошло. Малыш этого возраста уже способен осознать, что что-то не так как прежде и, естественно, он заметит отсутствие в доме одного значимого для него взрослого. И если не объяснить, что папа будет теперь только приходить в гости, то он решит, что и мама может также исчезнуть, оставив его одного. Важно рассказать, что изменится в его жизни. Если происходят предсказуемые события, то они не пугают.

Стоит ли говорить

Если дети старшего возраста, то непременно нужно рассказать, что родители разводятся. И чем быстрее это сделаете, тем лучше. Не надо придумывать, что родитель куда-то отправился. Дети рано или поздно поймут, что произошло или им расскажут «доброжелатели». Ложь со стороны близкого человека нанесет травму и подорвет доверие.

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Читайте также:  Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Стереотипное поведение

Дети познают мир в игре. Грудной младенец активно тянет ручки к пластиковым фигуркам животных над кроваткой, двенадцатимесячному ребенку интересны простейшие головоломки, а трехлетка активно изучает мир, строя башни из кубиков и расставляя в ряд мягкие игрушки. 

Игра бывает функциональной и нефункциональной. Например, мальчику подарили большую красную машинку. Он разглядывает ее, катает по полу, открывает дверцы, сажает в салон плюшевого зайца и солдатика — это функциональная игра. Если ребенок не интересуется прямым назначением игрушки, а переворачивает ее и бесконечно крутит ее колеса или бесцельно открывает и закрывает дверцы — игра нефункциональная. Когда такое повторяется постоянно, действия ребенка можно назвать стереотипными.

Основные правила формирования нравственного поведения у детей

Чтобы процесс протекал быстрее, стоит родителям усвоить  несколько простых правил:

В воспитании детей важна последовательность

Это действительно так, если однобоко учить ребенка соблюдать правила поведения только вне дома, например, в гостях или на улице, а дома он принадлежит самому себе, не стоит ждать от него хороших манер всегда. Последовательность в этом деле поможет, как ничто другое.

Из-за отсутствия четких границ в правилах, теряется весь смысл родительский указаний. Конечно, не стоит во всем ограничивать ребенка, но определить рамки разумного стоит. Используя на практике установленные стандарты, ребенок будет понимать границу того, что можно делать, а что нельзя. И никогда не берите свои слова обратно, так тоже получается путаница, лучше сказать, что это была ошибка.

Никаких приказов

Ребенок, никогда не должен становиться вашей прислугой. Он должен понимать, что правила соблюдает не только он, но и родители, что вы находитесь в равных условиях. Преподнося правила в забавной форме, ребенок не будет чувствовать себя ущемленным, и желание делать все наоборот вам назло тоже будет отсутствовать.  

Не ругайтесь при ребенке

Общение между родителями всегда должно быть мирным. Даже если и возникают ссоры, решайте проблему без участия ребенка. Правила поведения распространяются на обоих родителей, и ребенок не поймет, почему вы их игнорируйте. А еще нельзя устанавливать правила по отдельности, они должны быть составлены обоими родителями, чтобы ребенок не запутался,  чьи слова в приоритете, кого слушать, а кого нет.

Правильно формулируйте просьбы

Под этим советом имеется в виду, что стоит избегать риторических вопросов по возможности. И излагать просьбы в наиболее понятной и четко установленной форме.

Объясняйте причину похвалы и наказания

Так ребенок будет понимать, за какой поступок его наказали или похвалили. Понимание причины формирует следственную связь между действиями и дает осознание того, что не нужно делать в дальнейшем. Он поймет, что осознанность действий и ответственность за них, лежит только на нем.

Добивайтесь понимания с первого объяснения

Чтобы ребенок начал откликаться и отвечать на просьбы и замечания с первого раза, нужно доходчиво объяснять, и отдельно разобрать с ребенком все категории правил и их особенности. Правила поведения на улице, в магазине, как общаться с родителями, и даже рассказать о рамках в общении. Главное чтобы ребенок улавливал смысл слов.

Установите ориентир действий

Здесь не важно как вы поощряете или наказываете ребенка, что вы говорите ему в таких случаях, для ребенка всегда важнее будет ваше поведение, а значит это и есть его ориентир. Он всегда будет брать с вас пример, независимо от того сколько ему лет. Нужно  понимать не только то, что ссоры не для глаз ребенка, но и соблюдение вежливости, проявление уважения друг к другу, очень важно. Если вы не относитесь так друг к другу, стоит ли требовать этого от ребенка?

Объясняйте правила по мере их сложности усвоения

Всегда начинайте от самого просто и идите к сложному, постепенно давайте ему новую информацию. Например, если вы начали с правил поведения за столом, то конечно информация о том, для чего нужна эта вилка, а для чего поменьше, будет лишней. Так вы расставляйте приоритеты важности неправильно, ведь важнее правила этикета, а не необходимость разных вилок и ножей. Сначала базовая информация, а уж потом все остальное.  

Правила в чрезвычайных ситуациях

Не стоит забывать про правила поведения в опасных и непредвиденных ситуациях. Очень ответственно отнеситесь к этому и расскажите, что в таких ситуациях надо быстро принимать решение. Обыграйте какое-нибудь происшествие, и подробно расскажите план действий, чтобы в дальнейшем у ребенка это не вызвало шок  и он смог вовремя правильно отреагировать.

Вот и все основные советы, которыми мы хотели с вами поделиться. Прежде чем требовать от детей полного соблюдения правил, не забывайте, что это не только рационализирует жизнь, но также  во многом ограничивает ее. Поэтому возможность выбора никогда не стоит убирать из жизни ребенка.

Когда нельзя обойтись без ругани

Идеальные отношения родителей и детей такие, когда никто в семье не повышает голос. Родители не ругаются, а дети не устраивают истерик. Но такого не бывает, и иногда нужно (очень редко) дать понять ребенку, что его поведение неприемлемо. Как правильно ругать ребенка, если он все же заслужил недовольство родителей?

  • Избрав наказание криком, не стоит злоупотреблять родительским авторитетом. Старайтесь быть на равных и выслушать ребенка тоже. У него могут возникнуть собственные аргументы в споре.
  • Не опускайтесь до оскорблений: они унижают человеческое достоинство. Вам нужен ребенок, который сам себя не уважает? Вспоминайте в такие моменты поговорку о том, что человек захрюкает, если его сто раз обозвать свиньей.
  • Не ругайте ребенка при людях!
  • Не пересказывайте свою ссору с ребенком родственникам: зачем бабушке или дедушке отчитывать ребенка еще раз, если вы самостоятельно урегулировали конфликт?
  • Простив ребенка, не напоминайте вновь об инциденте! Он и так все осознал, а судить дважды за одно преступление нельзя.

Вика, мама Игоря, 4 года: «Сын у нас хороший, добрый, вежливый. Бывают, конечно, капризы и скандалы, но мы с мужем научились их быстро пресекать, просто убалтывая Игоря. Ругаем его очень редко, но если такое случается, то он воспринимает это как катастрофу, весь съёживается, даже плачет. Часто потом вспоминает конфликт, и говорит, что больше так не делает. Например, недавно была ситуация, когда мы переходили дорогу в жилом микрорайоне. Машин там не много, но одна как раз ехала. Игорь вырвал руку из моей и побежал через дорогу за кошкой. Чудом не случилась беда. Я догнала его и отругала его громко, строго, с аргументами. С тех пор, переходя дорогу он держит нас за руку и напоминает, что он не побежит один».