Значение развития мелкой моторики рук у детей

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

Этапы развития мелкой моторики у ребенка от до месяцев

  • 1 месяц. В этом возрасте пальчики пока слабо слушаются кроху. Маленький «боксер» почти всегда держит кулачки сжатыми. Гипертонус не дает ладошке раскрыться. Хорошо работает хватательный рефлекс: малыш плотно сжимает мамин палец или какой-нибудь предмет, вложенный в его ладошку. Ручки младенца такие сильные, что он может даже «подтянуться», держась за пальцы взрослого.
  • 2 месяца. Гипертонус снижается. Хватательный рефлекс еще держится, но уже не так ярко выражен. Ладошки малыша чаще полураскрыты.
  • 3 месяца. Ребенок пытается управлять своими ручками: тянет их к игрушке. Но он пока не может ухватить предмет, лишь ударяет по случаются промахи. Однако маленький упрямец не оставляет попытки схватить приглянувшуюся вещицу.
  • 4 месяца. Кроха уже может взять предмет, дотянувшись до него или по крайней мере придвинуть его к себе. Способен держать игрушку двумя ручками. Очень любит изучать свои пальчики, рассматривать их, играть с ними.
  • 5 месяцев. Кисть малыша теперь полностью раскрыта. Он тянет ручку к игрушке, берет предмет, рассматривает. Роняет, после чего поднимает вещь другой ручкой.
  • 6 месяцев. Ребенок может перекладывать предмет из одной руки в другую. Если держа одну игрушку, он заметит другую, то первую роняет и переключает внимание на новый объект исследований.
  • 7 месяцев. Может держать в каждой руке по игрушке, удерживать предмет только пальчиками, не касаясь им ладошки.
  • 8-9 месяцев. Проведите небольшой эксперимент: пусть малыш держит в руке игрушку, в это время протяните ему другую вещь. Чтобы взять ее, ребенок не выронит первый предмет, а отложит в сторону. Либо будет держать по игрушке в каждой руке. В этот период детки любят специально бросать игрушки на пол, предлагая маме поиграть в «увлекательную» игру под названием «Мамочка, подними!» Поэтому рекомендуется привязывать на прогулке игрушки и погремушки к коляске на веревочку. Можно использовать специальную пластиковую цепочку с прищепкой. Это избавит от многих проблем.
  • 10 месяцев. Достаточно уверенно берет предметы двумя пальчиками. С интересом стучит одной игрушкой о другую.
  • 11 месяцев – 1 год. Малыш в состоянии поднимать достаточно мелкие предметы: микроскопические обрывки бумаги, тонкие шнурочки. Особенно карапузы в этом возрасте обожают собирать мелкие соринки с пола. Для захвата ребенок использует подушечки большого и указательного пальцев. Именно этот навык (захват двумя пальцами) является основным показателем достаточно развитой мелкой моторики ребенка в 1 год.

Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Чистить вареное яичко

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

 Развитие мелкой моторики до года

Первые упражнения

Уже с самого рождения развитие мелкой моторики у детей стимулируют с помощью массажа пальчиков и ладошек, помогать им также развивать хватательный рефлекс. Это поможет ему начать разговаривать намного раньше, заложит основы для красивого и аккуратного почерка, даст толчок для развития логического и абстрактного мышления в будущем.

Читайте также:  Как научить ребенка читать? Быстро и легко. Инструкция для родителей

Начинать занятия нужно с простого поглаживания ручек ребенка, разминая пальчики. Когда ребенок спит и его пальчики разжаты, что это наилучшее время для их массажа. Полезно играть с ребенком при массаже, придумывая имена пальчикам или веселые названия. Слова нужно проговаривать простые, состоящие из трех слогов. Проговаривают их медленно и внятно.

Начиная с 3 месяцев можно переходить на массаж пальчиков с помощью различных предметов. Для этого используются колючие резиновые мячики, грецкие орехи, шишки, каштаны и т.д. Родители придумывают веселые стишки, сопровождающие массаж. Также множество таких стишков и присказок можно найти в интернете, на специальных сайтах, посвященных раннему развитию детей. Начинаем играть, с ребенком до года

  • С 4-х месяцев малыш уже может удерживать

погремушку в течении 20 секунд, а в 5 месяцев уже могут брать игрушку из рук взрослого.  В это время начинают пальчиковые игры. Эти игры дети обожают, с удовольствием делают все, что им показывают родители. В ходе игры малыши уже делают робкие попытки скопировать движения взрослых. В это время закладываются основы ориентации в пространстве, понятия «вправо» и «влево», а также «внизу» и «вверху».

Для пальчиковых игр используются короткие и ритмичные стишки, которые очень легко запоминаются. Это будет также способствовать раннему и правильному развитию речи ребенка.

 Развитие мелкой моторики до года
  • В 6-7 месяцев ребенок уже не только удерживает игрушку в руке, но и может ею размахивать, перекладывать из рук в руки. В это время важно правильно подбирать игрушки, так как они играют важное значение для развития мелкой моторики у детей. Игрушки должны быть яркими, крупными, отличающиеся по форме, сделанные из разных на ощупь материалов, которые способны давать яркие тактильные ощущения. Часто такие игрушки производят разнообразные звуки – шуршат, звенят, тарахтят и т.д.
  • Начиная с 9 месяцев ребенок может совершать различные действия с предметами. Он открывает коробки, нажимает на кнопки, катает машинки. Также увлекательны в этом возрасте игры с пирамидками, продевание палочки в кольцо. Все больше ребенок повторяет движений взрослого. Дети с удовольствием играют в «Ладушки», перебирают крупные бусы, любят перелистывать страницы, пересыпают крупы и играют с песком.

Развитие мелкой моторики до года имеет настолько важное значение, что в помощь родителям разработана масса дидактического материала, специальных игр и т.д. В магазинах продаются всевозможные игрушки-лабиринты, конструкторы с крупными деталями, которые стимулируя окончания мальчиков, развивают мышление и воображение, также специальные пазлы и раскраски для детей этого возраста.

Важно помнить и безопасности, все занятия и игры должны проходить под присмотром взрослого, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали игрушек.

Психомоторное Развитие Детей До Года

Как Делать Массаж Грудному Ребенку

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

Читайте также:  Как научить ребенка определять время по часам быстро и легко

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Развитие моторики

Каждая мама уверена в том, что развитию моторики рук у детей необходимо уделять пристальное внимание. Но не каждая представляет, что это такое и как это правильно делать.

Мелкая моторика – это умение с максимальной точностью и ловкостью совершать определенные движения пальцами рук и ног, задействуя при этом нервную, мышечную и костную системы. Это могут быть как простые жесты, типа захвата игрушек, так и сложные — написание текста, рисование, пришивание пуговиц.

Значение развития мелкой моторики рук для развития ребенка.

Стимулирующее влияние функций рук на развитие мозга и психики ребенка подтверждены специалистами. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение не только в хорошей координации движений пальцев рук, которая естественно понадобится для письма, рисования и выполнения других необходимых действий, но и для общего развития малыша.

 Мелкая моторика и обороты речи связаны между собой месторасположением в коре головного мозга. Поэтому стимуляция пальцев рук активизирует центр речи. Мелкая моторика самым непосредственным образом влияет на ловкость пальцев и красоту почерка.

Кроме того развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на такие необходимые качества, как:

  • Развитие внимания
  • Память
  • Наблюдательность
  • Мышление
  • Воображение
Развитие моторики

Иными словами чем более подвижные и ловкие пальчики у малыша, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Первые шаги в развитии моторики рук.

Первое занятие развития моторики рук надо уже в младенческом возрасте. Грудничку можно слегка помассировать пальчики, активизируя точки, связанные с головным мозгом. Сначала малыш только поглядывает на свои ручки, потом пытается совершать ими определенные действия.

Кроха старается удерживать предмет, а потом перекладывать из руки в руку, осуществляя «пинцетный захват». Вскоре он уже способен создавать свои первые картины и применять по назначению ложку и вилку. Впоследствии моторные навыки становятся сложнее, но и интереснее.

Появляется больше манипуляций, которые требуют одновременных согласованных действий двух рук.

Поначалу ребенок берет вещи всей ладошкой, потом подключает большой и указательный пальчики.

Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей

1. Игры с мелкими предметами

Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.

Среди игр:

  • Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.
  • Складывание в бутылку с узким горлышком (можно делать это не пальцами, а пинцетом, но неострым) или перекладывание в формочки.
  • Рисунки из зернышек.

2. Пальчиковые игры

Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет. Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы.

Читайте также:  10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам

Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:

3. Лепка

Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.

4. Мозаика

Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.

5. Счеты

Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.

6. Рисование

Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.

Также детям будут полезны:

  • разматывание, сматывание ниток;
  • игры со скрепками;
  • накручивание гаек на болтики;
  • закручивание крышек;
  • изготовление поделок;
  • завязывание шнурков;
  • переливание воды в разные емкости;
  • самостоятельная очистка фруктов;
  • собирание пазлов;

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.